Табу на пивные мультяшки

За последних три мартовских дня Амурское УФАС России рассмотрело 7 административных дел в отношении индивидуальных предпринимателей, которые нарушили закон «О рекламе».

За прошлый год и первый квартал 2010 года закон «О рекламе» в Благовещенске преступили 8 предпринимателей, разместив ненадлежащую рекламу пива. За несоответствие букве закона они расплатились 11-ю административными штрафами на 72 тысячи рублей.

Не знают или не хотят знать главный документ «двигателя торговли», вопрос почти риторический, однако ненадлежащая реклама пива в нашем городе – не редкость. Сухим термином «ненадлежащая» называют ту рекламную продукцию, которая приносит доходы предпринимателю, но может нанести вред здоровью потребителей.

Благовещенские бизнесмены нарушают первый и шестой пункты части первой 22-ой статьи федерального закона. Согласно ему, реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе не должна содержать утверждение о том, что употребление пива и этих напитков имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния. Однако с баннеров некоторых благовещенских пивных магазинов реклама просто кричит об этом.

В законе также говорится: реклама не может размещаться на расстоянии ближе, чем в ста метрах от детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организаций, театров, цирков, музеев, домов и дворцов культуры, концертных и выставочных залов, библиотек, лекториев и планетариев.

Между тем, три пивных магазина нашего города разместили свою рекламу ближе, чем разрешено законом. Один предприниматель «нарушил дистанцию» рядом с выставочным залом, два других – с медицинской организацией.

Использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации) в рекламе пива тоже нельзя. Но в Благовещенске пенный напиток рекламируют и животные, и мультяшки.

- Использование образов людей и животных, расположение к некоторым из перечисленных в законе учреждений ближе, чем 100 метров, отсутствие на баннерах или выносных конструкциях предупреждения о вреде чрезмерного потребления пива – наиболее частые нарушения закона «О рекламе» владельцами пивных магазинов. По закону в каждом случае реклама пива должна сопровождаться предупреждающей надписью, размер которой должен быть не меньше 10 % от рекламной площади. У некоторых благовещенских пивных магазинов на рекламе либо ее вообще нет, либо она настолько маленькая, что ее сложно заметить, – сообщила корреспонденту «БК» главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы Амурского УФАС России Елена Малышева.

Также закон запрещает осуждать воздержание от употребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе, утверждать, что пиво безвредно или полезно для здоровья, приравнивать его к тем, что утоляют жажду или обращаться в рекламе к несовершеннолетним. Надо отметить, что хотя бы с этими постулатами у благовещенских пивных бизнесменов все в порядке.

Но вот что еще интересно: реклама пива и пенных напитков не должна размещаться в телепрограммах с 7 до 22 часов и радиопрограммах с 9 до 24 часов местного времени, на первой и последней полосах газет и журналов.

Её не должно быть в печатных изданиях для несовершеннолетних детей, на радио, в телепередачах, аудио- и видеопродукции. И главное – она не должна появляться во время киносеансов с 7 до 20 часов вечера.

В рекламе пива, звучащей в радиоэфире, продолжительность предупреждения о вреде пива здоровью должна составлять не менее чем три секунды. В рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем семь процентов площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем десять процентов рекламного пространства. Мы посчитали, если размер баннера 2,5 Х 5 метров, то «чрезмерное употребление пива и напитков, изготовленных на его основе, вредит вашему здоровью» займет не узенькую полосочку снизу, а 1, 25 квадратных метра. Кстати, по словам специалистов антимонопольной службы, это размерное требование заказчики наружной рекламы соблюдают, а владельцы пивных магазинов не всегда.

А вот вывеска пивного магазина законом «О рекламе» не контролируется, если, конечно, на ней нет рекламных лозунгов вроде: «У нас всегда свежее пиво», «Хотите пива - приходите к нам» и так далее.

- При проверках были вывески, совмещенные с наружной рекламой, одну их часть мы признали рекламой, другую - нет. Если размещалась информация рекламного характера, к ней мы применяли требования закона «О рекламе». Эти дела были рассмотрены, а нарушители привлечены к административной ответственности.

Кстати, штрафы за нарушение рекламной буквы закона не маленькие. По Административному кодексу нарушение законодательства о рекламе влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей, на должностных лиц – от 4 000 до 20 000 рублей, юридическое лицо за рекламную неграмотность заплатит от 40 000 до 500 000 рублей.