Реклама о проведении стимулирующих мероприятий

Под стимулирующими мероприятиями понимаются мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара. В Федеральном законе “О рекламе” закреплены нормы, регулирующие рекламу о проведении стимулирующих мероприятий, к которым законодатель относит лотереи, конкурсы, игры, пари, иные подобные мероприятия.

В целях уточнения определения стимулирующего мероприятия добавлю, что мероприятие, по условиям которого подарки в виде скидки в случае приобретения двух товаров одного наименования предоставляются всем лицам, совершившим покупку, не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, как показывает судебная практика.

К тому же,  мероприятие, по условиям которого одинаковые подарки предоставляются всем лицам, совершим покупку, также не подпадает под понятие стимулирующего мероприятия, поскольку подарок, предоставленный всем лицам, совершившим покупку, может рассматриваться как часть стоимости товара, возвращенная покупателю, соответственно такие подарки не рассматриваются как призы и выигрыши покупателей.

В рекламе, сообщающей о проведении стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должны быть указаны:

1) сроки проведения такого мероприятия;

2) источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

Такие сведения могут быть доведены до потребителя рекламодателем иным способом, такими как: путем размещения в СМИ, на сайтах сети Интернет. В силу пункта 2 статьи 9 Федерального закона "О рекламе" в рекламе необходимо указывать источник таких сведений, при этом в рекламе должно содержаться указание на то, какие именно сведения можно получить при обращении к такому источнику, а именно что содержится в указанном месте (по указанному адресу).

За нарушение требований к рекламе стимулирующих мероприятий ответственность несут как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Кроме этого, не допускается реклама о проведении стимулирующего мероприятия, условием участия в котором является приобретение алкогольной продукции, за исключением специализированных стимулирующих мероприятий, проводимых в целях реализации алкогольной продукции.

Амурским УФАС России в 2011 году были выявлены нарушения торговыми сетями по проводимым акциям, например, в содержании радиорекламы и рекламных листовок отсутствовала информация об организаторе данного мероприятия, о количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия и не указан порядок их получения, место. В радиорекламе отсутствовала информация о сроке и месте получения призов. Очень часто в рекламе подобных мероприятий выигрыш (или подарок), указанный на картинке, полностью не соответствует полученному в итоге.

Хотелось бы еще добавить, что КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе: наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 рублей, на должностных лиц от 4000 до 20 000 рублей, на юридических лиц от 100 000 до 500 000 рублей.

Таким образом, при проведении подобных мероприятий, необходимо соблюдать  вышеуказанные требования Федерального закона “О рекламе”.

Александра Бредюк, главный специалист-эксперт

отдела товарных рынков и рекламы

Амурского УФАС России