Какую рекламу можно считать непристойной?

Недавний случай, когда благовещенский ночной клуб использовал в рекламе нецензурную брань, всколыхнул общественность. Мы решили более подробно разобраться в ситуации. Свое мнение по поводу этичности в рекламе высказал Максим Журавлев, главный специалист-эксперт отдела товарных рынков и рекламы УФАС по Амурской области.

Неприглядное «лицо»

- Максим, что толкает предпринимателей на использование непристойной рекламы?

- Образ полуобнаженной женщины и двусмысленные фразы однозначно привлекают к себе внимание. Такие приемы используются в рекламе уже не один год. Ставка делается именно на образ женщины. Потенциальный потребитель сначала обращает внимание на нее, а потом уже на товар или услугу, которые рекламируются. Часто бывает так, что оголенной девушке на рекламном щите выделяется больше места, чем самому объекту рекламы.

- Кто в этом виноват? Реклама сама развращает потребителя или она идет на поводу уже развращенного потребителя и ориентируется на него?

- Я думаю, изначально человека развращает реклама. Как правило, она ориентирована на определенный круг лиц и в идеале должна иметь адресный посыл. Но рекламные щиты развешаны по всему городу, их видят все - и взрослые, и дети. Если разбирать недавний пример с рекламой ночного клуба, то она была размещена в центре города, на улице Ленина. Недалеко находится Центр эстетического воспитания детей, который посещают четыре тысячи учеников. Дети ежедневно проходили мимо этой рекламы. Естественно, оценка такой рекламы может быть только негативной. Для детей это будет развращающий фактор, который вызовет последствия в будущем.

- Это основная проблема, которую несет непристойная реклама?

- Появление в городе такой рекламы явилось минусом для Благовещенска в целом. Реклама наряду с другими объектами создает «лицо» города, его репутацию. Ночной клуб «Колорадский папа» находится в центре города, в месте, которое посещают туристы. Рядом краеведческий музей, административные здания. Непристойная надпись сразу бросается в глаза. Однозначно можно сказать, что это уже перебор.

- В этой рекламе нецензурной является только часть придуманного слова. Наверняка, это было сделано не случайно, чтобы подстраховаться. Как определить, есть ли в рекламе брань?

- Решением экспертного совета признано, что в данной рекламе «используется непристойный образ с бранным выражением». Поэтому даже то, что только часть слова нецензурная, эту рекламу не спасло. На заседании присутствовали филологи, которые с профессиональной точки зрения определили, что это нецензурная лексика. В самом названии «Ночь всеобщего влюбля*ства» есть установка на то, что в действо будут вовлечены все - и молодые люди, и дети. Реклама содержит в себе массовый призыв.

На штраф согласны?

- Как разрешилась ситуация? Рекламу убрали?

- Рекламу сняли, в данный момент на ночном клубе ничего подобного не размещено. Ночному клубу сделали официальный запрос, чтобы они предоставили информацию, кто является производителем, рекламодателем и распространителем этой рекламы.

Интересно, что в Красноярске уже проходила вечеринка с таким названием. Ответственность за подобную рекламу несет рекламодатель. Сейчас будет выясняться, кто им является. Проведем документарную проверку, потом будет решаться вопрос о признании рекламы ненадлежащей. Если комиссия признает ее таковой, впоследствии может быть возбуждено дело об административном правонарушении, и виновное лицо - рекламодателя привлекут к административной ответственности. Размер штрафных санкций доходит до полумиллиона рублей.

- Можно ли назвать этот случай из ряда вон выходящим?

- К сожалению, подобные случаи участились. Если раньше такое происходило примерно раз в год, то теперь все чаще и чаще. Первоначальная оценка может быть субъективная, поэтому мы созываем экспертный совет, на котором специалисты решают, есть ли в конкретной рекламе нарушения закона, выясняют, как к этому относится общество. Потом делаются заключения о влиянии такой рекламы на общество, несовершеннолетних, чтобы в дальнейшем у нас было подтверждение того, что оценка обществом подобной рекламы негативная.

- Почему участились случаи появления непристойной рекламы? Может быть, наказание недостаточно жесткое?

- Я думаю, дело в развитии рекламной сферы. Борьба за потребителя и высокая конкуренция толкают рекламодателя на такие радикальные меры. Видимо, возможная выгода прельщает больше, чем пугают штрафы. Люди идут на это сознательно и готовы понести наказание.

- Можно ли проводить профилактику таких случаев?

- Конкретно по этому случаю было обращение физического лица. Женщина сочла нужным обратиться к нам с заявлением, потому что реклама ночного клуба ее оскорбляла. Она же привела доводы по поводу детей, которые ежедневно ходят мимо вывески. Но вообще проверку может инициировать сама Федеральная антимонопольная служба. У нас существуют плановые выезды. План со списком организаций составляется на год. Если в ходе проверки обнаружат ненадлежащую рекламу, разбирательство будет проходить без всякого заявления.

Люди, которые заметили какую-либо спорную рекламу, могут обратиться в УФАС с письменным заявлением или через сайт службы.

Мы очень ценим, когда люди сами проявляют инициативу. Ведь чем больше будет порицаний непристойной рекламы, тем больше шансов, что предприниматели задумаются и таких случаев будет меньше.