Лучший? Докажи!

Хвастун занозу превратит в полено.

Ему везде и море по колено.

Знать выгоду со лжи имеет,

Коль одурачить так умеет.

(поэт Тамара Рожкова)

 

 

Рекламодатели в поисках наиболее привлекательной для потребителей рекламы зачастую применяют способы, которые могут вводить их в заблуждение. Например,  используют  в рекламе термины в превосходной степени, такие как  «лучший», «самый», «единственный», «номер один», «лидер», «абсолютный»,   «крупнейший».  На деле не каждый товар (услуга), сопровождаемый  в рекламе таким  эпитетом, соответствует  заявленной рекламодателем оценке. Не всегда лучшее оказывается лучшим, а лидер - лидером.  

Несмотря на то, что Федеральный закон «О рекламе»  не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, в нем четко прописано, что  информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности. Таким образом, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Данная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».

Рекламодатели, которые не смогут подтвердить превосходство товара (услуги) по качественным, ценовым  или иным  характеристикам, заявленным в рекламе,  рискуют  получить  штраф в размере до 500 тысяч рублей.

Реклама финансовых услуг заслуживает особого внимания. Кредитные организации не скупятся на характеристику оказываемых услуг:   «самый доступный кредит», «самые низкие ставки», «самые выгодные условия», «максимальный процент по вкладам».  Ставка делается на привлечение потенциальных заёмщиков и  вкладчиков.

Следует отметить, что если реклама финансовых услуг, наряду с привлекательной информацией, не содержит существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, например: о размерах снижения процентов по кредитам,  о сроках, в течение которого действительно такое предложение, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители, то такая реклама признаётся  ненадлежащей.

В Амурском УФАС России существует практика рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы финансовых услуг. В результате рассмотрения подобных дел  рекламодателей и рекламораспространителей обязывали прекратить нарушение законодательства о рекламе и привлекали  к административной ответственности.

Зачастую, кредитные организации поступают следующим образом: сведения    о наиболее привлекательных условиях оказания финансовых услуг, выделяют на фоне остальной информации крупным размером, а информацию о подтверждении публикуемых сведений либо об иных условиях оказания услуг сообщают мелким нечитаемым шрифтом, при этом сочетание цветов шрифта и фона исключает возможность прочтения.

Потребителям нужно быть внимательными и с осторожностью относиться к подобным высказываниям. Есть такая хорошая старая поговорка: «Доверяй, но проверяй», которая и сейчас не утратила свою актуальность. Проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе на территории Амурской области  осуществляет Амурское УФАС России. Если читатели данной статьи заметили подобные нарушения законодательства о рекламе – обращайтесь в Амурское УФАС России, ни одно заявление о нарушении законодательства о рекламе не останется без внимания.