Лучший? Докажи!
Хвастун занозу превратит в полено.
Ему везде и море по колено.
Знать выгоду со лжи имеет,
Коль одурачить так умеет.
(поэт Тамара Рожкова)
Рекламодатели в поисках наиболее привлекательной для потребителей рекламы зачастую применяют способы, которые могут вводить их в заблуждение. Например, используют в рекламе термины в превосходной степени, такие как «лучший», «самый», «единственный», «номер один», «лидер», «абсолютный», «крупнейший». На деле не каждый товар (услуга), сопровождаемый в рекламе таким эпитетом, соответствует заявленной рекламодателем оценке. Не всегда лучшее оказывается лучшим, а лидер - лидером.
Несмотря на то, что Федеральный закон «О рекламе» не содержит прямого запрета на использование в рекламе терминов в превосходной степени, в нем четко прописано, что информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности. Таким образом, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах, использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов «лучший», «первый», «номер один», должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение. Данная позиция изложена в Постановлении Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
Рекламодатели, которые не смогут подтвердить превосходство товара (услуги) по качественным, ценовым или иным характеристикам, заявленным в рекламе, рискуют получить штраф в размере до 500 тысяч рублей.
Реклама финансовых услуг заслуживает особого внимания. Кредитные организации не скупятся на характеристику оказываемых услуг: «самый доступный кредит», «самые низкие ставки», «самые выгодные условия», «максимальный процент по вкладам». Ставка делается на привлечение потенциальных заёмщиков и вкладчиков.
Следует отметить, что если реклама финансовых услуг, наряду с привлекательной информацией, не содержит существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, например: о размерах снижения процентов по кредитам, о сроках, в течение которого действительно такое предложение, при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители, то такая реклама признаётся ненадлежащей.
В Амурском УФАС России существует практика рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства о рекламе при распространении рекламы финансовых услуг. В результате рассмотрения подобных дел рекламодателей и рекламораспространителей обязывали прекратить нарушение законодательства о рекламе и привлекали к административной ответственности.
Зачастую, кредитные организации поступают следующим образом: сведения о наиболее привлекательных условиях оказания финансовых услуг, выделяют на фоне остальной информации крупным размером, а информацию о подтверждении публикуемых сведений либо об иных условиях оказания услуг сообщают мелким нечитаемым шрифтом, при этом сочетание цветов шрифта и фона исключает возможность прочтения.
Потребителям нужно быть внимательными и с осторожностью относиться к подобным высказываниям. Есть такая хорошая старая поговорка: «Доверяй, но проверяй», которая и сейчас не утратила свою актуальность. Проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе на территории Амурской области осуществляет Амурское УФАС России. Если читатели данной статьи заметили подобные нарушения законодательства о рекламе – обращайтесь в Амурское УФАС России, ни одно заявление о нарушении законодательства о рекламе не останется без внимания.