Решение по делу № А-15/42 2012 в отношении УФСИН по Амурской области

Номер дела: А-15/42 2012
Дата публикации: 12 ноября 2012, 18:37

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «31» октября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено  «09» ноября 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>

рассмотрев дело № А-15/42 2012 по признакам нарушения Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, пер. Волошина, 8,  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы расторгнуть договоры с ИП «…» и заключить договоры с ФГУП «Амурское»,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя «…» на действия УФСИН России по Амурской области по факту досрочного расторжения с ним договоров по реализации продуктов и товаров первой необходимости на территории исправительных учреждений области и предоставления в безвозмездное пользование ФГУП «Амурское» без проведения торгов помещений для осуществления розничной торговли на территории исправительных учреждений Амурской области.

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 09.10.2012 № 473  в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–15/42 2012 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Определением от 09.10.2012 рассмотрение дела назначено на 17.10.2012 в 16 часов 00 минут. Определением от 17.10.2012 года рассмотрение дела отложено на 31.10.2012 года  в 11 часов 00 минут.

31.10.2012 года на заседание Комиссии заявитель, ответчик, лица, располагающие сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, не явились, извещены надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.

В целях организации розничной торговли и оказания дополнительных платных услуг осужденным, учреждениями уголовно-исполнительной системы области заключены договоры безвозмездного пользования с федеральным государственным унитарным предприятием «Амурское» Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФГУП «Амурское»):

- договор безвозмездного пользования от 24.05.2011 г. между ФБУ «ИК-8» и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 20.05.2011 г. между ФБУ «ИК-3» и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 24.05.2011 г. между ФБУ «ИК-2» и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 20.05.2011 г. между Федеральным бюджетным учреждением «Лечебно-исправительное учреждение № 1» (далее - ФБУ «ЛИУ-1») и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 20.05.2011 г. между Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 5» (далее - ФКУ «ИК-5») и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 06.06.2011 г. между Федеральным казенным учреждением «Следственный изолятор № 1» (далее - ФКУ «СИЗО-1») и ФГУП «Амурское».

Предметом указанных договоров является передача учреждениями принадлежащих им помещений в безвозмездное пользование ФГУП «Амурское» для организации работы столов заказов и магазинов.

Факт передачи имущества учреждениями во владение и пользование ФГУП «Амурское» подтвержден документально.

При этом, сведений и документов, подтверждающих передачу указанного имущества по результатам проведенных конкурсов или аукционов, в Амурское УФАС России не представлено.

Согласно уставу ФГУП «Амурское», утвержденному приказом ФСИН России от 22.07.2009 г. № 324, предприятие является коммерческой организацией, целью деятельности которого в том числе является получение прибыли, следовательно, в соответствии со ст. 4 закона о защите конкуренции, относится к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 100 приказа Минюста РФ от 03.11.2005 года № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины. Такие магазины могут организовываться учреждениями ФСИН самостоятельно либо с привлечением на договорной основе хозяйствующих субъектов. Круг хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять деятельность по реализации товаров осужденным на территории учреждения уголовно-исполнительной системы, законодательством РФ не ограничен.

Таким образом, передача в безвозмездное пользование ФГУП «Амурское» помещений на территории данных учреждений для организации магазинов и столов заказов без проведения конкурсов и аукционов, при отсутствии у осужденных возможности приобретения товаров за пределами территории исправительного учреждения, ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, на товарный рынок по реализации товаров на территории соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы, устанавливают для приобретателей товара ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В соответствии со своими учредительными документами, учреждения уголовно-исполнительной системы области подведомственны УФСИН России по Амурской области, начальники таких учреждений подчиняются начальнику УФСИН России по Амурской области. Кроме того, ФСИН России выступает от имени учредителя и собственника имущества данных учреждений.

Письмом от 24.05.2011 г. № 28/ТО/21/1-2736 УФСИН России по Амурской области предписано подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы расторгнуть договоры о деятельности с ИП «…» и заключить соответствующие договоры с ФГУП «Амурское».

Исходя из содержания уведомлений о расторжении договора, направленных в адрес ИП «…» учреждениями уголовно-исполнительной системы области (уведомление ФБУ «ИК-2» от 25.05.2011 г. № 3/3006, уведомление ФБУ «ИК-3» от 24.05.2011 г. № 28/63/9-3785, уведомление ФКУ «ИК-3» от 30.05.2011 г. № 28/63/9-3853 и др.), основанием для их направления являлось указание УФСИН России.

Таким образом, из представленных в Амурское УФАС материалов и пояснений следует, что расторжение учреждениями уголовно-исполнительной системы области договоров с ИП «…», предусматривающих передачу ему в пользования помещений, и последующее заключение данными учреждениями договоров безвозмездного пользования помещениями с ФГУП «Амурское», было произведено на основании письменного указания УФСИН по Амурской области от 24.05.2011 года № 28/ТО/21/1-2736.

Частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления действий (бездействия). 

ИП «…», ФГУП «Амурское» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по реализации на территории учреждений уголовно-исполнительной системы области продуктов питания и товаров первой необходимости спецконтингенту. В силу своего особого положения, у спецконтингента отсутствует возможность приобретения товаров за пределами соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы.

Следовательно, действия УФСИН России по Амурской области, выразившееся в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы расторгнуть договоры с ИП «…» и заключить договоры с ФГУП «Амурское», ограничивают доступ иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, на товарный рынок по реализации товаров на территории соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы, устанавливают для приобретателей товара ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары,

Кроме того, данные действия привели к прекращению деятельности ИП «…» по реализации товаров спецконтингенту на территории соответствующих учреждений уголовно-исполнительной системы.

Согласно письменным пояснениям, представленным Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области, указание подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы о расторжении договоров на поставку продуктов питания для реализации осужденным с ИП «...» и заключение договоров безвозмездного пользования с ФГУП «Амурское» ФСИН России дано в соответствии с п. 5 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о размещении заказов), Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», а также на основании ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Данные пояснения не принимаются комиссией по следующим основаниям.

Применение указанных норм к правоотношениям по заключению договоров безвозмездного пользования имуществом не представляется возможным, поскольку закон о размещении заказов, а также Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 175, определяют особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и не влияют на процедуру передачи прав на государственное имущество.

Кроме того, ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяется целевое использование имущества, находящегося на территории соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы, а не порядок предоставления его в пользование иным лицам.

Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области в своих пояснениях также указало, что ИП «…» обращался в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным указания УФСИН России от 24.05.2011 года № 28/ТО/21/1-2736. В удовлетворении заявленных требований ИП «…» было отказано.

Изучив представленные копии решения, постановлений арбитражных судов по указанному делу, комиссия не принимает доводы ответчика по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований Арбитражным судом Амурской области было указано, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Оценка действий УФСИН России на соответствие антимонопольному законодательству при рассмотрении указанного заявления судами не давалась.

Таким образом, в действиях УФСИН России по Амурской области, выраженных в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы от 24.05.2011 г. № 28/ТО/21/1-2736 расторгнуть договоры о деятельности с ИП «…» и заключить соответствующие договоры с ФГУП «Амурское» признаков нарушения части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41 частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области», выразившиеся в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы 24.05.2011 г. № 28/ТО/21/1-2736 расторгнуть договоры с ИП «…» и заключить договоры с ФГУП «Амурское», нарушающим  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать  Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- в срок до 29.11.2012 года отозвать письмо от 24.05.2011 года № 28/ТО/21/1-2736 «О выполнении решения ФСИН России по закрытию и устранению деятельности ИП «…».

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии                                                                                     «…»

Члены комиссии                                                                                                 «…»

                                                                                                                            «…»

stdClass Object ( [vid] => 13386 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № А-15/42 2012 в отношении УФСИН по Амурской области [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13386 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353483634 [changed] => 1370524432 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524432 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «31» октября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено  «09» ноября 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>

рассмотрев дело № А-15/42 2012 по признакам нарушения Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, пер. Волошина, 8,  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы расторгнуть договоры с ИП «…» и заключить договоры с ФГУП «Амурское»,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя «…» на действия УФСИН России по Амурской области по факту досрочного расторжения с ним договоров по реализации продуктов и товаров первой необходимости на территории исправительных учреждений области и предоставления в безвозмездное пользование ФГУП «Амурское» без проведения торгов помещений для осуществления розничной торговли на территории исправительных учреждений Амурской области.

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 09.10.2012 № 473  в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–15/42 2012 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Определением от 09.10.2012 рассмотрение дела назначено на 17.10.2012 в 16 часов 00 минут. Определением от 17.10.2012 года рассмотрение дела отложено на 31.10.2012 года  в 11 часов 00 минут.

31.10.2012 года на заседание Комиссии заявитель, ответчик, лица, располагающие сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, не явились, извещены надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.

В целях организации розничной торговли и оказания дополнительных платных услуг осужденным, учреждениями уголовно-исполнительной системы области заключены договоры безвозмездного пользования с федеральным государственным унитарным предприятием «Амурское» Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФГУП «Амурское»):

- договор безвозмездного пользования от 24.05.2011 г. между ФБУ «ИК-8» и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 20.05.2011 г. между ФБУ «ИК-3» и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 24.05.2011 г. между ФБУ «ИК-2» и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 20.05.2011 г. между Федеральным бюджетным учреждением «Лечебно-исправительное учреждение № 1» (далее - ФБУ «ЛИУ-1») и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 20.05.2011 г. между Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 5» (далее - ФКУ «ИК-5») и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 06.06.2011 г. между Федеральным казенным учреждением «Следственный изолятор № 1» (далее - ФКУ «СИЗО-1») и ФГУП «Амурское».

Предметом указанных договоров является передача учреждениями принадлежащих им помещений в безвозмездное пользование ФГУП «Амурское» для организации работы столов заказов и магазинов.

Факт передачи имущества учреждениями во владение и пользование ФГУП «Амурское» подтвержден документально.

При этом, сведений и документов, подтверждающих передачу указанного имущества по результатам проведенных конкурсов или аукционов, в Амурское УФАС России не представлено.

Согласно уставу ФГУП «Амурское», утвержденному приказом ФСИН России от 22.07.2009 г. № 324, предприятие является коммерческой организацией, целью деятельности которого в том числе является получение прибыли, следовательно, в соответствии со ст. 4 закона о защите конкуренции, относится к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 100 приказа Минюста РФ от 03.11.2005 года № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины. Такие магазины могут организовываться учреждениями ФСИН самостоятельно либо с привлечением на договорной основе хозяйствующих субъектов. Круг хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять деятельность по реализации товаров осужденным на территории учреждения уголовно-исполнительной системы, законодательством РФ не ограничен.

Таким образом, передача в безвозмездное пользование ФГУП «Амурское» помещений на территории данных учреждений для организации магазинов и столов заказов без проведения конкурсов и аукционов, при отсутствии у осужденных возможности приобретения товаров за пределами территории исправительного учреждения, ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, на товарный рынок по реализации товаров на территории соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы, устанавливают для приобретателей товара ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В соответствии со своими учредительными документами, учреждения уголовно-исполнительной системы области подведомственны УФСИН России по Амурской области, начальники таких учреждений подчиняются начальнику УФСИН России по Амурской области. Кроме того, ФСИН России выступает от имени учредителя и собственника имущества данных учреждений.

Письмом от 24.05.2011 г. № 28/ТО/21/1-2736 УФСИН России по Амурской области предписано подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы расторгнуть договоры о деятельности с ИП «…» и заключить соответствующие договоры с ФГУП «Амурское».

Исходя из содержания уведомлений о расторжении договора, направленных в адрес ИП «…» учреждениями уголовно-исполнительной системы области (уведомление ФБУ «ИК-2» от 25.05.2011 г. № 3/3006, уведомление ФБУ «ИК-3» от 24.05.2011 г. № 28/63/9-3785, уведомление ФКУ «ИК-3» от 30.05.2011 г. № 28/63/9-3853 и др.), основанием для их направления являлось указание УФСИН России.

Таким образом, из представленных в Амурское УФАС материалов и пояснений следует, что расторжение учреждениями уголовно-исполнительной системы области договоров с ИП «…», предусматривающих передачу ему в пользования помещений, и последующее заключение данными учреждениями договоров безвозмездного пользования помещениями с ФГУП «Амурское», было произведено на основании письменного указания УФСИН по Амурской области от 24.05.2011 года № 28/ТО/21/1-2736.

Частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления действий (бездействия). 

ИП «…», ФГУП «Амурское» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по реализации на территории учреждений уголовно-исполнительной системы области продуктов питания и товаров первой необходимости спецконтингенту. В силу своего особого положения, у спецконтингента отсутствует возможность приобретения товаров за пределами соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы.

Следовательно, действия УФСИН России по Амурской области, выразившееся в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы расторгнуть договоры с ИП «…» и заключить договоры с ФГУП «Амурское», ограничивают доступ иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, на товарный рынок по реализации товаров на территории соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы, устанавливают для приобретателей товара ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары,

Кроме того, данные действия привели к прекращению деятельности ИП «…» по реализации товаров спецконтингенту на территории соответствующих учреждений уголовно-исполнительной системы.

Согласно письменным пояснениям, представленным Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области, указание подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы о расторжении договоров на поставку продуктов питания для реализации осужденным с ИП «...» и заключение договоров безвозмездного пользования с ФГУП «Амурское» ФСИН России дано в соответствии с п. 5 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о размещении заказов), Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», а также на основании ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Данные пояснения не принимаются комиссией по следующим основаниям.

Применение указанных норм к правоотношениям по заключению договоров безвозмездного пользования имуществом не представляется возможным, поскольку закон о размещении заказов, а также Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 175, определяют особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и не влияют на процедуру передачи прав на государственное имущество.

Кроме того, ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяется целевое использование имущества, находящегося на территории соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы, а не порядок предоставления его в пользование иным лицам.

Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области в своих пояснениях также указало, что ИП «…» обращался в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным указания УФСИН России от 24.05.2011 года № 28/ТО/21/1-2736. В удовлетворении заявленных требований ИП «…» было отказано.

Изучив представленные копии решения, постановлений арбитражных судов по указанному делу, комиссия не принимает доводы ответчика по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований Арбитражным судом Амурской области было указано, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Оценка действий УФСИН России на соответствие антимонопольному законодательству при рассмотрении указанного заявления судами не давалась.

Таким образом, в действиях УФСИН России по Амурской области, выраженных в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы от 24.05.2011 г. № 28/ТО/21/1-2736 расторгнуть договоры о деятельности с ИП «…» и заключить соответствующие договоры с ФГУП «Амурское» признаков нарушения части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41 частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области», выразившиеся в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы 24.05.2011 г. № 28/ТО/21/1-2736 расторгнуть договоры с ИП «…» и заключить договоры с ФГУП «Амурское», нарушающим  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать  Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- в срок до 29.11.2012 года отозвать письмо от 24.05.2011 года № 28/ТО/21/1-2736 «О выполнении решения ФСИН России по закрытию и устранению деятельности ИП «…».

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии                                                                                     «…»

Члены комиссии                                                                                                 «…»

                                                                                                                            «…»

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «31» октября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено  «09» ноября 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <...>

рассмотрев дело № А-15/42 2012 по признакам нарушения Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, пер. Волошина, 8,  части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы расторгнуть договоры с ИП «…» и заключить договоры с ФГУП «Амурское»,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление индивидуального предпринимателя «…» на действия УФСИН России по Амурской области по факту досрочного расторжения с ним договоров по реализации продуктов и товаров первой необходимости на территории исправительных учреждений области и предоставления в безвозмездное пользование ФГУП «Амурское» без проведения торгов помещений для осуществления розничной торговли на территории исправительных учреждений Амурской области.

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 09.10.2012 № 473  в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–15/42 2012 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции». Определением от 09.10.2012 рассмотрение дела назначено на 17.10.2012 в 16 часов 00 минут. Определением от 17.10.2012 года рассмотрение дела отложено на 31.10.2012 года  в 11 часов 00 минут.

31.10.2012 года на заседание Комиссии заявитель, ответчик, лица, располагающие сведениями об обстоятельствах рассматриваемого дела, не явились, извещены надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее.

В целях организации розничной торговли и оказания дополнительных платных услуг осужденным, учреждениями уголовно-исполнительной системы области заключены договоры безвозмездного пользования с федеральным государственным унитарным предприятием «Амурское» Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФГУП «Амурское»):

- договор безвозмездного пользования от 24.05.2011 г. между ФБУ «ИК-8» и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 20.05.2011 г. между ФБУ «ИК-3» и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 24.05.2011 г. между ФБУ «ИК-2» и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 20.05.2011 г. между Федеральным бюджетным учреждением «Лечебно-исправительное учреждение № 1» (далее - ФБУ «ЛИУ-1») и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 20.05.2011 г. между Федеральным казенным учреждением «Исправительная колония № 5» (далее - ФКУ «ИК-5») и ФГУП «Амурское»;

- договор безвозмездного пользования от 06.06.2011 г. между Федеральным казенным учреждением «Следственный изолятор № 1» (далее - ФКУ «СИЗО-1») и ФГУП «Амурское».

Предметом указанных договоров является передача учреждениями принадлежащих им помещений в безвозмездное пользование ФГУП «Амурское» для организации работы столов заказов и магазинов.

Факт передачи имущества учреждениями во владение и пользование ФГУП «Амурское» подтвержден документально.

При этом, сведений и документов, подтверждающих передачу указанного имущества по результатам проведенных конкурсов или аукционов, в Амурское УФАС России не представлено.

Согласно уставу ФГУП «Амурское», утвержденному приказом ФСИН России от 22.07.2009 г. № 324, предприятие является коммерческой организацией, целью деятельности которого в том числе является получение прибыли, следовательно, в соответствии со ст. 4 закона о защите конкуренции, относится к хозяйствующим субъектам.

В соответствии с п. 100 приказа Минюста РФ от 03.11.2005 года № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», для продажи осужденным продуктов питания, вещей и предметов в исправительных учреждениях организуются магазины. Такие магазины могут организовываться учреждениями ФСИН самостоятельно либо с привлечением на договорной основе хозяйствующих субъектов. Круг хозяйствующих субъектов, имеющих право осуществлять деятельность по реализации товаров осужденным на территории учреждения уголовно-исполнительной системы, законодательством РФ не ограничен.

Таким образом, передача в безвозмездное пользование ФГУП «Амурское» помещений на территории данных учреждений для организации магазинов и столов заказов без проведения конкурсов и аукционов, при отсутствии у осужденных возможности приобретения товаров за пределами территории исправительного учреждения, ограничивает доступ иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, на товарный рынок по реализации товаров на территории соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы, устанавливают для приобретателей товара ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.

В соответствии со своими учредительными документами, учреждения уголовно-исполнительной системы области подведомственны УФСИН России по Амурской области, начальники таких учреждений подчиняются начальнику УФСИН России по Амурской области. Кроме того, ФСИН России выступает от имени учредителя и собственника имущества данных учреждений.

Письмом от 24.05.2011 г. № 28/ТО/21/1-2736 УФСИН России по Амурской области предписано подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы расторгнуть договоры о деятельности с ИП «…» и заключить соответствующие договоры с ФГУП «Амурское».

Исходя из содержания уведомлений о расторжении договора, направленных в адрес ИП «…» учреждениями уголовно-исполнительной системы области (уведомление ФБУ «ИК-2» от 25.05.2011 г. № 3/3006, уведомление ФБУ «ИК-3» от 24.05.2011 г. № 28/63/9-3785, уведомление ФКУ «ИК-3» от 30.05.2011 г. № 28/63/9-3853 и др.), основанием для их направления являлось указание УФСИН России.

Таким образом, из представленных в Амурское УФАС материалов и пояснений следует, что расторжение учреждениями уголовно-исполнительной системы области договоров с ИП «…», предусматривающих передачу ему в пользования помещений, и последующее заключение данными учреждениями договоров безвозмездного пользования помещениями с ФГУП «Амурское», было произведено на основании письменного указания УФСИН по Амурской области от 24.05.2011 года № 28/ТО/21/1-2736.

Частью 1 статьи 15 Закона «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления действий (бездействия). 

ИП «…», ФГУП «Амурское» являются хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по реализации на территории учреждений уголовно-исполнительной системы области продуктов питания и товаров первой необходимости спецконтингенту. В силу своего особого положения, у спецконтингента отсутствует возможность приобретения товаров за пределами соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы.

Следовательно, действия УФСИН России по Амурской области, выразившееся в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы расторгнуть договоры с ИП «…» и заключить договоры с ФГУП «Амурское», ограничивают доступ иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность, на товарный рынок по реализации товаров на территории соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы, устанавливают для приобретателей товара ограничение выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары,

Кроме того, данные действия привели к прекращению деятельности ИП «…» по реализации товаров спецконтингенту на территории соответствующих учреждений уголовно-исполнительной системы.

Согласно письменным пояснениям, представленным Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области, указание подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы о расторжении договоров на поставку продуктов питания для реализации осужденным с ИП «...» и заключение договоров безвозмездного пользования с ФГУП «Амурское» ФСИН России дано в соответствии с п. 5 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о размещении заказов), Постановлением Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 175 «О предоставлении преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов, участвующим в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд», а также на основании ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

Данные пояснения не принимаются комиссией по следующим основаниям.

Применение указанных норм к правоотношениям по заключению договоров безвозмездного пользования имуществом не представляется возможным, поскольку закон о размещении заказов, а также Постановление Правительства РФ от 17.03.2008 г. № 175, определяют особенности размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы и не влияют на процедуру передачи прав на государственное имущество.

Кроме того, ст. 11 Закона РФ от 21.07.1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» определяется целевое использование имущества, находящегося на территории соответствующего учреждения уголовно-исполнительной системы, а не порядок предоставления его в пользование иным лицам.

Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области в своих пояснениях также указало, что ИП «…» обращался в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным указания УФСИН России от 24.05.2011 года № 28/ТО/21/1-2736. В удовлетворении заявленных требований ИП «…» было отказано.

Изучив представленные копии решения, постановлений арбитражных судов по указанному делу, комиссия не принимает доводы ответчика по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований Арбитражным судом Амурской области было указано, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права. Оценка действий УФСИН России на соответствие антимонопольному законодательству при рассмотрении указанного заявления судами не давалась.

Таким образом, в действиях УФСИН России по Амурской области, выраженных в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы от 24.05.2011 г. № 28/ТО/21/1-2736 расторгнуть договоры о деятельности с ИП «…» и заключить соответствующие договоры с ФГУП «Амурское» признаков нарушения части 1 статьи 15 закона о защите конкуренции.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41 частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области», выразившиеся в письменном указании подведомственным учреждениям уголовно-исполнительной системы 24.05.2011 г. № 28/ТО/21/1-2736 расторгнуть договоры с ИП «…» и заключить договоры с ФГУП «Амурское», нарушающим  часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Выдать  Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно:

- в срок до 29.11.2012 года отозвать письмо от 24.05.2011 года № 28/ТО/21/1-2736 «О выполнении решения ФСИН России по закрытию и устранению деятельности ИП «…».

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии                                                                                     «…»

Члены комиссии                                                                                                 «…»

                                                                                                                            «…»

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => б/н [format] => [safe_value] => б/н ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-15/42 2012 [format] => [safe_value] => А-15/42 2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 234 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 234 [vid] => 1 [name] => заключение договора без проведения конкурсных процедур [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-12 07:37:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-09 07:37:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353483634 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )