Решение по делу № А-10/29 2012 в отношении ОАО "Амургаз"

Номер дела: А-10/29 2012
Дата публикации: 23 ноября 2012, 17:51

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «08» ноября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено  «22» ноября 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:   <...>

рассмотрев дело № А-10/29 2012 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Амургаз», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Мухина, 80,  пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося во взимании платы за подключение газа в размере 2314 рублей после отключения в июне 2012 года по адресу с. Плодопитомник, …

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление «…» на действия ОАО «Амургаз», выраженные, по мнению заявителя, в навязывании условий договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение - взимание платы за подключение газа в размере 2314 рублей после отключения в июне 2012 года по адресу с. Плодопитомник, …

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 31.08.2012 № 401  в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–10/29 2012 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 31.08.2012 рассмотрение дела назначено на 27.09.2012 в 10 часов 00 минут.

Определением от 28.09.2012 года рассмотрение дела отложено на 08.11.2012 года  в 10 часов 00 минут.

08.11.2012 года на заседание Комиссии явились: представитель ОАО «Амургаз» «…» (доверенность от 26.09.2012 г. № 11-1323). Заявитель не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что претензий к ОАО «Амургаз» не имеет.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

20.06.2012 в 23 часа 35 минут в аварийно-диспетчерскую службу ОАО «Амургаз» поступила заявка №  от гражданина «…» о запахе газа на кухне по адресу с. Плодопитомник, ... По прибытии на место аварийной бригадой установлено, что произошло повреждение резинометаллической подводки в связи с ненадлежащим заземлением бытовых электроприборов. Утечка газа из внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) устранена, вместе с тем проведены работы по отключению ВДГО – газовой плиты.

21.06.2012 «…» обратилась в адрес ОАО «Амургаз» с заявкой № __ на подключение газовой плиты после аварийного отключения. ОАО «Амургаз» разъяснило абоненту необходимость оплаты выполненных обществом работ (работы по устранению аварии в размере 1477 руб., работы по отключению газового прибора с установкой заглушки – 273 руб.), а также работ по подключению газового прибора со снятием заглушки в размере 564 руб. (в том числе вызов слесаря – 200 руб., подключение газового прибора со снятием заглушки – 364 руб.). Таким образом, ОАО «Амургаз» оформило «…» квитанцию на сумму 2314 руб.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10); создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 10).

Приказом Амурского УФАС от 31.03.1997 № 24 ОАО «Амургаз» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, занимаемое положение ОАО «Амургаз» на товарном рынке сжиженного газа является доминирующим.

Согласно уставу ОАО «Амургаз» является единым производственно-техническим комплексом по газификации и эксплуатации газового хозяйства Амурской области с входящими в него структурными подразделениями, к основным целям деятельности которого относятся закуп, переработка, реализация и транспортировка газа населению, коммунальным и промышленным предприятиям; организация надежного и безаварийного газоснабжения потребителей Амурской области, оперативного управления режимами газоснабжения, организация сервисного технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов у потребителей газа, организация круглосуточной работы аварийно-диспетчерской службы.

ОАО «Амургаз» осуществляет свою деятельность в соответствии Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 г. № 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования».

В силу ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Федерального закона.

Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила).

Согласно пунктам 5, 7 Правил, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. При этом газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.

Пунктами 8, 9 Правил предъявляются требования к заявке и прилагаемым к ней документам. При этом в соответствии с указанными положениями Правил наличие договора на техническое обслуживание ВДГО является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа в целях обеспечения надлежащего технического состояния ВДГО и надлежащего осуществления поставки газа потребителю.

Основания для отказа от заключения договора определены пунктом 12 Правил, в том числе таким основанием являются отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты, а также предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.

В соответствии с п. 14 Правил в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения ВДГО в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

На момент возникновения аварии по рассматриваемому адресу между «…» и ОАО «Амургаз» заключен договор на поставку газа от 18.10.2008 г., сроком действия – 5 лет. Договор на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение в письменной форме не заключался. 21.06.2012 г. между ОАО «Амургаз» и «…», проживающей по адресу с. Плодопитомник, «…», заключены: договор на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд № 8588, договор на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение № 343.

В ходе заседания Комиссии 27.09.2012 г. представитель ответчика пояснил, что не признает нарушение антимонопольного законодательства. Договор на техническое обслуживание газового оборудования заключен заявителем только 21.06.2012 г., при подписания договора от 18.10.2008 г. заявитель от подписания договора на техническое обслуживание отказался. Повторное заключение договора на поставку газа от 21.06.2012 г. произведено на основании требований Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г., а также в связи со сменой фамилии заявителя.

Заявитель пояснил, что при подписании договора на поставку газа от 18.10.2008 г.  ОАО «Амургаз» не информировал его о необходимости заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, Комиссия отклоняет доводы ответчика по следующим основаниям.

Согласно пункту 12 Правил, основанием для отказа в заключении договора на поставку газа является, в том числе, отсутствие у заявителя договора на техническое обслуживание газового оборудования. Подтверждения отказа заявителя от заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования ответчиком не представлено. В то же время, между «…» и ОАО «Амургаз» заключен договор на поставку газа от 18.10.2008 г., подача газа заявителю фактически осуществлялась, что свидетельствует о согласовании сторонами условий поставки газа, в том числе, технического обслуживания газового оборудования.

Согласно пп. 4.3 договора на техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение устранение утечек газа на газопроводах и на кранах перед газовыми приборами и аппаратами, а также аварийное обслуживание выполняется исполнителем (ОАО «Амургаз») безвозмездно.

Таким образом, в действиях ОАО «Амургаз», выразившихся во взимании платы за оказание услуг по устранению аварии на ВДГО по адресу: с. Плодопитомник, …, содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с установлением комиссией в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, ОАО «Амургаз» выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем перерасчета стоимости работ (услуг), оказанных ОАО «Амургаз» «…» 20.06.2012 г., а именно исключения из оплаты за подключение после АДС стоимости работ по устранению аварии в размере 1 477,0 рублей. Срок выполнения предупреждения – 31.10.2012 года.

Письмом от 31.10.2012 года № 11-1630 ОАО «Амургаз» уведомило Амурское УФАС России о выполнении предупреждения путем исключения из предъявленной «…» суммы стоимости услуг по устранению аварии на ВДГО  в размере 1477,0 рублей.

Согласно пояснениям представителя ОАО «Амургаз», данным в ходе заседания 08.11.2012 г., произведен перерасчет стоимости оказанных «…» услуг путем исключения стоимости услуг по устранению аварии на ВДГО абонента. Газоснабжение ВДГО по адресу: с. Плодопитомник, … в настоящее время не производится по желанию абонента.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается.

Пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, путем создания дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Поскольку заявитель не является хозяйствующим субъектом, в рассматриваемых действиях ОАО «Амургаз» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не усматривается.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить в отношении ОАО «Амургаз» рассмотрение дела по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в связи с отсутствием в действиях указанного лица признаков его нарушения.

2. По признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Амургаз» дело не возбуждать в связи с выполнением указанным лицом выданного предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии                                                                                     «…»

Члены комиссии                                                                                                  «…»

stdClass Object ( [vid] => 13420 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № А-10/29 2012 в отношении ОАО "Амургаз" [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 13420 [type] => solution [language] => ru [created] => 1353912953 [changed] => 1370524432 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524432 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «08» ноября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено  «22» ноября 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:   <...>

рассмотрев дело № А-10/29 2012 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Амургаз», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Мухина, 80,  пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося во взимании платы за подключение газа в размере 2314 рублей после отключения в июне 2012 года по адресу с. Плодопитомник, …

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление «…» на действия ОАО «Амургаз», выраженные, по мнению заявителя, в навязывании условий договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение - взимание платы за подключение газа в размере 2314 рублей после отключения в июне 2012 года по адресу с. Плодопитомник, …

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 31.08.2012 № 401  в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–10/29 2012 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 31.08.2012 рассмотрение дела назначено на 27.09.2012 в 10 часов 00 минут.

Определением от 28.09.2012 года рассмотрение дела отложено на 08.11.2012 года  в 10 часов 00 минут.

08.11.2012 года на заседание Комиссии явились: представитель ОАО «Амургаз» «…» (доверенность от 26.09.2012 г. № 11-1323). Заявитель не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что претензий к ОАО «Амургаз» не имеет.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

20.06.2012 в 23 часа 35 минут в аварийно-диспетчерскую службу ОАО «Амургаз» поступила заявка №  от гражданина «…» о запахе газа на кухне по адресу с. Плодопитомник, ... По прибытии на место аварийной бригадой установлено, что произошло повреждение резинометаллической подводки в связи с ненадлежащим заземлением бытовых электроприборов. Утечка газа из внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) устранена, вместе с тем проведены работы по отключению ВДГО – газовой плиты.

21.06.2012 «…» обратилась в адрес ОАО «Амургаз» с заявкой № __ на подключение газовой плиты после аварийного отключения. ОАО «Амургаз» разъяснило абоненту необходимость оплаты выполненных обществом работ (работы по устранению аварии в размере 1477 руб., работы по отключению газового прибора с установкой заглушки – 273 руб.), а также работ по подключению газового прибора со снятием заглушки в размере 564 руб. (в том числе вызов слесаря – 200 руб., подключение газового прибора со снятием заглушки – 364 руб.). Таким образом, ОАО «Амургаз» оформило «…» квитанцию на сумму 2314 руб.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10); создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 10).

Приказом Амурского УФАС от 31.03.1997 № 24 ОАО «Амургаз» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, занимаемое положение ОАО «Амургаз» на товарном рынке сжиженного газа является доминирующим.

Согласно уставу ОАО «Амургаз» является единым производственно-техническим комплексом по газификации и эксплуатации газового хозяйства Амурской области с входящими в него структурными подразделениями, к основным целям деятельности которого относятся закуп, переработка, реализация и транспортировка газа населению, коммунальным и промышленным предприятиям; организация надежного и безаварийного газоснабжения потребителей Амурской области, оперативного управления режимами газоснабжения, организация сервисного технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов у потребителей газа, организация круглосуточной работы аварийно-диспетчерской службы.

ОАО «Амургаз» осуществляет свою деятельность в соответствии Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 г. № 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования».

В силу ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Федерального закона.

Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила).

Согласно пунктам 5, 7 Правил, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. При этом газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.

Пунктами 8, 9 Правил предъявляются требования к заявке и прилагаемым к ней документам. При этом в соответствии с указанными положениями Правил наличие договора на техническое обслуживание ВДГО является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа в целях обеспечения надлежащего технического состояния ВДГО и надлежащего осуществления поставки газа потребителю.

Основания для отказа от заключения договора определены пунктом 12 Правил, в том числе таким основанием являются отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты, а также предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.

В соответствии с п. 14 Правил в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения ВДГО в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

На момент возникновения аварии по рассматриваемому адресу между «…» и ОАО «Амургаз» заключен договор на поставку газа от 18.10.2008 г., сроком действия – 5 лет. Договор на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение в письменной форме не заключался. 21.06.2012 г. между ОАО «Амургаз» и «…», проживающей по адресу с. Плодопитомник, «…», заключены: договор на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд № 8588, договор на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение № 343.

В ходе заседания Комиссии 27.09.2012 г. представитель ответчика пояснил, что не признает нарушение антимонопольного законодательства. Договор на техническое обслуживание газового оборудования заключен заявителем только 21.06.2012 г., при подписания договора от 18.10.2008 г. заявитель от подписания договора на техническое обслуживание отказался. Повторное заключение договора на поставку газа от 21.06.2012 г. произведено на основании требований Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г., а также в связи со сменой фамилии заявителя.

Заявитель пояснил, что при подписании договора на поставку газа от 18.10.2008 г.  ОАО «Амургаз» не информировал его о необходимости заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, Комиссия отклоняет доводы ответчика по следующим основаниям.

Согласно пункту 12 Правил, основанием для отказа в заключении договора на поставку газа является, в том числе, отсутствие у заявителя договора на техническое обслуживание газового оборудования. Подтверждения отказа заявителя от заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования ответчиком не представлено. В то же время, между «…» и ОАО «Амургаз» заключен договор на поставку газа от 18.10.2008 г., подача газа заявителю фактически осуществлялась, что свидетельствует о согласовании сторонами условий поставки газа, в том числе, технического обслуживания газового оборудования.

Согласно пп. 4.3 договора на техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение устранение утечек газа на газопроводах и на кранах перед газовыми приборами и аппаратами, а также аварийное обслуживание выполняется исполнителем (ОАО «Амургаз») безвозмездно.

Таким образом, в действиях ОАО «Амургаз», выразившихся во взимании платы за оказание услуг по устранению аварии на ВДГО по адресу: с. Плодопитомник, …, содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с установлением комиссией в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, ОАО «Амургаз» выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем перерасчета стоимости работ (услуг), оказанных ОАО «Амургаз» «…» 20.06.2012 г., а именно исключения из оплаты за подключение после АДС стоимости работ по устранению аварии в размере 1 477,0 рублей. Срок выполнения предупреждения – 31.10.2012 года.

Письмом от 31.10.2012 года № 11-1630 ОАО «Амургаз» уведомило Амурское УФАС России о выполнении предупреждения путем исключения из предъявленной «…» суммы стоимости услуг по устранению аварии на ВДГО  в размере 1477,0 рублей.

Согласно пояснениям представителя ОАО «Амургаз», данным в ходе заседания 08.11.2012 г., произведен перерасчет стоимости оказанных «…» услуг путем исключения стоимости услуг по устранению аварии на ВДГО абонента. Газоснабжение ВДГО по адресу: с. Плодопитомник, … в настоящее время не производится по желанию абонента.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается.

Пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, путем создания дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Поскольку заявитель не является хозяйствующим субъектом, в рассматриваемых действиях ОАО «Амургаз» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не усматривается.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить в отношении ОАО «Амургаз» рассмотрение дела по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в связи с отсутствием в действиях указанного лица признаков его нарушения.

2. По признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Амургаз» дело не возбуждать в связи с выполнением указанным лицом выданного предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии                                                                                     «…»

Члены комиссии                                                                                                  «…»

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «08» ноября 2012 г.

В полном объеме решение изготовлено  «22» ноября 2012 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе:   <...>

рассмотрев дело № А-10/29 2012 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Амургаз», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Мухина, 80,  пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося во взимании платы за подключение газа в размере 2314 рублей после отключения в июне 2012 года по адресу с. Плодопитомник, …

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление «…» на действия ОАО «Амургаз», выраженные, по мнению заявителя, в навязывании условий договора на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерское обеспечение - взимание платы за подключение газа в размере 2314 рублей после отключения в июне 2012 года по адресу с. Плодопитомник, …

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 31.08.2012 № 401  в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–10/29 2012 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 31.08.2012 рассмотрение дела назначено на 27.09.2012 в 10 часов 00 минут.

Определением от 28.09.2012 года рассмотрение дела отложено на 08.11.2012 года  в 10 часов 00 минут.

08.11.2012 года на заседание Комиссии явились: представитель ОАО «Амургаз» «…» (доверенность от 26.09.2012 г. № 11-1323). Заявитель не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, указал, что претензий к ОАО «Амургаз» не имеет.

В ходе рассмотрения дела Комиссией установлено следующее.

20.06.2012 в 23 часа 35 минут в аварийно-диспетчерскую службу ОАО «Амургаз» поступила заявка №  от гражданина «…» о запахе газа на кухне по адресу с. Плодопитомник, ... По прибытии на место аварийной бригадой установлено, что произошло повреждение резинометаллической подводки в связи с ненадлежащим заземлением бытовых электроприборов. Утечка газа из внутридомового газового оборудования (далее – ВДГО) устранена, вместе с тем проведены работы по отключению ВДГО – газовой плиты.

21.06.2012 «…» обратилась в адрес ОАО «Амургаз» с заявкой № __ на подключение газовой плиты после аварийного отключения. ОАО «Амургаз» разъяснило абоненту необходимость оплаты выполненных обществом работ (работы по устранению аварии в размере 1477 руб., работы по отключению газового прибора с установкой заглушки – 273 руб.), а также работ по подключению газового прибора со снятием заглушки в размере 564 руб. (в том числе вызов слесаря – 200 руб., подключение газового прибора со снятием заглушки – 364 руб.). Таким образом, ОАО «Амургаз» оформило «…» квитанцию на сумму 2314 руб.

Статьей 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе: навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования) (пункт 3 части 1 статьи 10); создание дискриминационных условий (пункт 8 части 1 статьи 10).

Приказом Амурского УФАС от 31.03.1997 № 24 ОАО «Амургаз» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов.

Исходя из содержания ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции, занимаемое положение ОАО «Амургаз» на товарном рынке сжиженного газа является доминирующим.

Согласно уставу ОАО «Амургаз» является единым производственно-техническим комплексом по газификации и эксплуатации газового хозяйства Амурской области с входящими в него структурными подразделениями, к основным целям деятельности которого относятся закуп, переработка, реализация и транспортировка газа населению, коммунальным и промышленным предприятиям; организация надежного и безаварийного газоснабжения потребителей Амурской области, оперативного управления режимами газоснабжения, организация сервисного технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов у потребителей газа, организация круглосуточной работы аварийно-диспетчерской службы.

ОАО «Амургаз» осуществляет свою деятельность в соответствии Федеральным законом от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 г. № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан», приказом Министерства регионального развития РФ от 26.06.2009 г. № 239 «Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования».

В силу ст. 18 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Федерального закона.

Отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа регламентированы Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее – Правила).

Согласно пунктам 5, 7 Правил, поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора. Для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить. При этом газоснабжающая организация не вправе отказать заявителю в приеме и рассмотрении оферты.

Пунктами 8, 9 Правил предъявляются требования к заявке и прилагаемым к ней документам. При этом в соответствии с указанными положениями Правил наличие договора на техническое обслуживание ВДГО является обязательным условием для заключения с потребителем договора на поставку газа в целях обеспечения надлежащего технического состояния ВДГО и надлежащего осуществления поставки газа потребителю.

Основания для отказа от заключения договора определены пунктом 12 Правил, в том числе таким основанием являются отсутствие у заявителя договора о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении, срок действия которого истекает не ранее 1 года с даты подачи заявителем оферты, а также предоставление не всех документов, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Правил, или выявление в документах недостоверных сведений.

В соответствии с п. 14 Правил в случае если первая фактическая подача газа абоненту-гражданину имела место до оформления договора, такой договор считается заключенным с момента первого фактического подключения ВДГО в установленном порядке к газораспределительной (присоединенной) сети.

На момент возникновения аварии по рассматриваемому адресу между «…» и ОАО «Амургаз» заключен договор на поставку газа от 18.10.2008 г., сроком действия – 5 лет. Договор на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение в письменной форме не заключался. 21.06.2012 г. между ОАО «Амургаз» и «…», проживающей по адресу с. Плодопитомник, «…», заключены: договор на поставку газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд № 8588, договор на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение № 343.

В ходе заседания Комиссии 27.09.2012 г. представитель ответчика пояснил, что не признает нарушение антимонопольного законодательства. Договор на техническое обслуживание газового оборудования заключен заявителем только 21.06.2012 г., при подписания договора от 18.10.2008 г. заявитель от подписания договора на техническое обслуживание отказался. Повторное заключение договора на поставку газа от 21.06.2012 г. произведено на основании требований Постановления Правительства РФ от 21.07.2008 г., а также в связи со сменой фамилии заявителя.

Заявитель пояснил, что при подписании договора на поставку газа от 18.10.2008 г.  ОАО «Амургаз» не информировал его о необходимости заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, Комиссия отклоняет доводы ответчика по следующим основаниям.

Согласно пункту 12 Правил, основанием для отказа в заключении договора на поставку газа является, в том числе, отсутствие у заявителя договора на техническое обслуживание газового оборудования. Подтверждения отказа заявителя от заключения договора на техническое обслуживание газового оборудования ответчиком не представлено. В то же время, между «…» и ОАО «Амургаз» заключен договор на поставку газа от 18.10.2008 г., подача газа заявителю фактически осуществлялась, что свидетельствует о согласовании сторонами условий поставки газа, в том числе, технического обслуживания газового оборудования.

Согласно пп. 4.3 договора на техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение устранение утечек газа на газопроводах и на кранах перед газовыми приборами и аппаратами, а также аварийное обслуживание выполняется исполнителем (ОАО «Амургаз») безвозмездно.

Таким образом, в действиях ОАО «Амургаз», выразившихся во взимании платы за оказание услуг по устранению аварии на ВДГО по адресу: с. Плодопитомник, …, содержатся признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В связи с установлением комиссией в период рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства признаков нарушения п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, в соответствии со ст. 39.1 Закона о защите конкуренции, ОАО «Амургаз» выдано предупреждение о прекращении действий (бездействия), содержащего признаки нарушения антимонопольного законодательства, путем перерасчета стоимости работ (услуг), оказанных ОАО «Амургаз» «…» 20.06.2012 г., а именно исключения из оплаты за подключение после АДС стоимости работ по устранению аварии в размере 1 477,0 рублей. Срок выполнения предупреждения – 31.10.2012 года.

Письмом от 31.10.2012 года № 11-1630 ОАО «Амургаз» уведомило Амурское УФАС России о выполнении предупреждения путем исключения из предъявленной «…» суммы стоимости услуг по устранению аварии на ВДГО  в размере 1477,0 рублей.

Согласно пояснениям представителя ОАО «Амургаз», данным в ходе заседания 08.11.2012 г., произведен перерасчет стоимости оказанных «…» услуг путем исключения стоимости услуг по устранению аварии на ВДГО абонента. Газоснабжение ВДГО по адресу: с. Плодопитомник, … в настоящее время не производится по желанию абонента.

Согласно части 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается.

Пунктом 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, путем создания дискриминационных условий.

Согласно пункту 8 статьи 4 Закона о защите конкуренции, дискриминационные условия - условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Поскольку заявитель не является хозяйствующим субъектом, в рассматриваемых действиях ОАО «Амургаз» признаков нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции не усматривается.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частью 7 статьи 39.1, частями 1 - 3 статьи 41, статьей 48, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Прекратить в отношении ОАО «Амургаз» рассмотрение дела по признакам нарушения пункта 8 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»  в связи с отсутствием в действиях указанного лица признаков его нарушения.

2. По признакам нарушения пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» в отношении ОАО «Амургаз» дело не возбуждать в связи с выполнением указанным лицом выданного предупреждения о прекращении действий (бездействия), содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии                                                                                     «…»

Члены комиссии                                                                                                  «…»

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-10/29 2012 [format] => [safe_value] => А-10/29 2012 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-23 06:51:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2012-11-22 06:51:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1353912953 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )