Решение по делу № А-10/03 2013 в отношении ОАО «Амурские коммунальные системы»

Номер дела: А-10/03 2013
Дата публикации: 28 февраля 2013, 12:29

РЕШЕНИЕ

                                                                                                         г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «14» февраля 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено  «28» февраля 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

рассмотрев дело № А-10/03 2013 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Амурские коммунальные системы», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 236, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в необоснованном ограничении подачи электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, а также предъявлении <…> к оплате бездоговорного объема потребленной электроэнергии,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном прекращении подачи электроэнергии на объект потребителя.

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 17.01.2013 года № 09 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–10/03 2013 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 17.01.2013 г. рассмотрение дела назначено на 14.02.2013 г. в 10 часов 00 минут.

14.02.2013 года на заседание Комиссии явились: представитель ответчика – <…> (паспорт, доверенность от 13.08.2012 г. № 15).

Заявитель на заседание Комиссии не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Комиссией рассмотрено и удовлетворено заявленное ходатайство.

При рассмотрении поступивших материалов, документов и сведений, представленных в дело, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

<…> является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, назначение – жилое, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 358471, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской  области 29.06.2009 г.

03 декабря 2012 года сотрудниками ОАО «АКС»  проведена проверка объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>, по результатам которой составлен акт о бездоговорном потреблении электроэнергии по причине отсутствия у потребителя заключенного договора энергоснабжения нежилых помещений.

10 декабря 2012 года в связи с установлением факта бездоговорного потребления электроэнергии ОАО «АКС» прекращена подача электрической энергии на объект потребителя, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>.

Кроме того, ОАО «АКС» произведен расчет объемов бездоговорного потребления <…> электрической энергии в размере 243 378 кВт/ч, в денежном выражении к оплате потребителю предъявлено 1 237 734,5 рублей с учетом произведенных платежей.

В письменной позиции по делу заявитель пояснил следующее.

<…> является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>. По указанному адресу открыт лицевой счет № 212361 на трехфазное потребление электрической энергии. Задолженности за потребленную электроэнергию не имеется.

Жилой дом и два гаража, расположенные на земельном участке, используются по целевому назначению в личных целях.

10.12.2012 года по указанному адресу сотрудниками филиала ОАО «АКС» «Амурэлектросетьсервис» была полностью прекращена подача электрической энергии без предварительного уведомления.

Подача электрической энергии на указанные объекты возобновлена 15.01.2013 года.

По мнению заявителя, ограничение подачи электрической энергии является необоснованным, является злоупотреблением доминирующим положением.

Представитель ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по следующим основаниям.

В ходе проведенной 03.12.2012 года ОАО «АКС» проверки объектов, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>, было установлено, что указанные объекты используются в коммерческих целях, о чем свидетельствовала реклама на здании, а также информация, размещенная на сайте www.rsnp.su.

Оплата за потребленную электроэнергию производилась <…> по тарифу для населения, однако, в нарушение требований действующего законодательства, собственник использовал жилое помещение в коммерческих целях без соблюдения процедуры перевода его в нежилое и заключения соответствующего договора электроснабжения.

Тариф для населения применяется при потреблении электрической энергии на коммунально-бытовые нужды граждан и не применяется в случае использования жилых помещений для целей ведения предпринимательской деятельности. Поскольку <…> относится к категории «прочие потребители», он обязан в порядке, установленном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии заключить с энергоснабжающей организацией договор энергоснабжения.

В связи с указанными обстоятельствами в отношении <…> был составлен акт о бездоговорном потреблении электроэнергии и выдано предписание заключить договор энергоснабжения на нежилое помещение.

Согласно пояснениям ответчика, отключение объекта <…> от электроснабжения произведено должностными лицами ОАО «АКС» без распоряжения руководства организации.

Изучив представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5 указанной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно уставу ОАО «АКС», к основным видам деятельности организации относится передача и распределение электрической энергии, а также деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, производство электромонтажных работ.

Приказом Амурского УФАС России от 23.05.2010 № 89 ОАО «АКС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей на рынке по оказанию услуг по распределению электроэнергии в географических границах рынка – г. Благовещенск более 65 процентов.

Таким образом, ОАО «АКС» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по распределению электрической энергии в границах г. Благовещенска.

Как следует из представленных документов и сведений, пояснений лиц, участвующих в деле, прекращение подачи электрической энергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>, осуществлено в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии.

Правила заключения договоров электроснабжения между потребителями и гарантирующими поставщиками определены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения).

Согласно пункту 28 Основных положений, по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

Согласно п. 2 Основных положений, "бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

При выявлении факта бездоговорного потребления полное ограничение режима потребления вводится незамедлительно, а при необходимости проведения дополнительных мероприятий - не позднее 3 дней со дня выявления такого факта (пункт 121 Основных положений).

В соответствии с пунктом 71 Основных положений граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан, указанных в пункте 69 данного документа, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с данным документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 Основных положений, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме.

Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, указанных в настоящем пункте действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии (п. 72 Основных положений).

Аналогичные положения содержит пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…>, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, к электрическим сетям ОАО «АКС» произведено на основании выданных данной сетевой организацией технических условий № 05-196АЭСС от 13.03.2009 г.

Согласно выписке из лицевого счета № 212361 по объекту ул. Литейная, 120, акта сверки расчетов от 26.12.2012 г., составленного между ООО «Энергокомфорт» «Амур» и абонентом, <…> производит оплату за потребленную электроэнергию. Просроченная задолженность отсутствует.

Таким образом, отсутствие у <…> письменного договора с гарантирующим поставщиком, не означает отсутствия заключенного договора электроснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, поскольку такой договор считается заключенным путем совершения потребителем конклюдентных действий по фактическому приему и оплате электрической энергии независимо от назначения данного объекта или применяемого тарифа.

 Доказательств ведения <…> предпринимательской деятельности с использованием объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, ОАО «АКС»  в Амурское УФАС России не представлено.

Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права, а также техническому паспорту на объект недвижимости, указанное строение является объектом индивидуального жилищного строительства, назначение – жилое, используется по назначению.

Отношения, связанные с введением ограничения режима потребления электрической энергии урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

Доказательств, свидетельствующих о наличии вышеперечисленных оснований для введения ограничения потребления электрической энергии на объект <…>, в Амурское УФАС России не представлено.

Таким образом, введение сетевой организацией на объекте, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…> ограничения потребления электрической энергии произведено при отсутствии оснований такого ограничения, предусмотренных законодательством.

Довод ответчика о том, что руководство ОАО «АКС» не давало распоряжения об отключении указанного объекта от электроснабжения, отклоняется Комиссией, поскольку действия по введению ограничения подачи электрической энергии произведены уполномоченными должностными лицами указанной организации.

ОАО «АКС» произведен расчет объемов и стоимости бездоговорного потребления электроэнергии на указанном объекте, к оплате <…> предъявлена сумма в размере 1 237 734,5 рублей.

Поскольку факт бездоговорного потребления электроэнергии <…> отсутствует по вышеперечисленным основаниям, то предъявление к оплате потребителю объемов бездоговорного потребления является необоснованным.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся в необоснованном ограничении подачи электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, а также предъявлении <…> к оплате бездоговорного объема потребленной электроэнергии, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Как следует из представленных в материалы дела документов и сведений, подача электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, восстановлена 15.01.2013 года.

Кроме того, письмом от 31.01.2013 года ОАО «АКС» отозвало ранее предъявленный <…> расчет бездоговорного потребления электроэнергии.

При таких обстоятельствах рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся в необоснованном ограничении подачи электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, а также предъявлении <…> к оплате бездоговорного объема потребленной электроэнергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить в отношении ОАО «Амурские коммунальные системы» производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии                                                                    <…>

Члены комиссии                                                                             

<…>

<…>

<…>

stdClass Object ( [vid] => 14049 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № А-10/03 2013 в отношении ОАО «Амурские коммунальные системы» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 14049 [type] => solution [language] => ru [created] => 1362447134 [changed] => 1370524432 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524432 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                                                         г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «14» февраля 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено  «28» февраля 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

рассмотрев дело № А-10/03 2013 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Амурские коммунальные системы», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 236, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в необоснованном ограничении подачи электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, а также предъявлении <…> к оплате бездоговорного объема потребленной электроэнергии,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном прекращении подачи электроэнергии на объект потребителя.

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 17.01.2013 года № 09 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–10/03 2013 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 17.01.2013 г. рассмотрение дела назначено на 14.02.2013 г. в 10 часов 00 минут.

14.02.2013 года на заседание Комиссии явились: представитель ответчика – <…> (паспорт, доверенность от 13.08.2012 г. № 15).

Заявитель на заседание Комиссии не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Комиссией рассмотрено и удовлетворено заявленное ходатайство.

При рассмотрении поступивших материалов, документов и сведений, представленных в дело, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

<…> является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, назначение – жилое, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 358471, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской  области 29.06.2009 г.

03 декабря 2012 года сотрудниками ОАО «АКС»  проведена проверка объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>, по результатам которой составлен акт о бездоговорном потреблении электроэнергии по причине отсутствия у потребителя заключенного договора энергоснабжения нежилых помещений.

10 декабря 2012 года в связи с установлением факта бездоговорного потребления электроэнергии ОАО «АКС» прекращена подача электрической энергии на объект потребителя, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>.

Кроме того, ОАО «АКС» произведен расчет объемов бездоговорного потребления <…> электрической энергии в размере 243 378 кВт/ч, в денежном выражении к оплате потребителю предъявлено 1 237 734,5 рублей с учетом произведенных платежей.

В письменной позиции по делу заявитель пояснил следующее.

<…> является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>. По указанному адресу открыт лицевой счет № 212361 на трехфазное потребление электрической энергии. Задолженности за потребленную электроэнергию не имеется.

Жилой дом и два гаража, расположенные на земельном участке, используются по целевому назначению в личных целях.

10.12.2012 года по указанному адресу сотрудниками филиала ОАО «АКС» «Амурэлектросетьсервис» была полностью прекращена подача электрической энергии без предварительного уведомления.

Подача электрической энергии на указанные объекты возобновлена 15.01.2013 года.

По мнению заявителя, ограничение подачи электрической энергии является необоснованным, является злоупотреблением доминирующим положением.

Представитель ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по следующим основаниям.

В ходе проведенной 03.12.2012 года ОАО «АКС» проверки объектов, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>, было установлено, что указанные объекты используются в коммерческих целях, о чем свидетельствовала реклама на здании, а также информация, размещенная на сайте www.rsnp.su.

Оплата за потребленную электроэнергию производилась <…> по тарифу для населения, однако, в нарушение требований действующего законодательства, собственник использовал жилое помещение в коммерческих целях без соблюдения процедуры перевода его в нежилое и заключения соответствующего договора электроснабжения.

Тариф для населения применяется при потреблении электрической энергии на коммунально-бытовые нужды граждан и не применяется в случае использования жилых помещений для целей ведения предпринимательской деятельности. Поскольку <…> относится к категории «прочие потребители», он обязан в порядке, установленном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии заключить с энергоснабжающей организацией договор энергоснабжения.

В связи с указанными обстоятельствами в отношении <…> был составлен акт о бездоговорном потреблении электроэнергии и выдано предписание заключить договор энергоснабжения на нежилое помещение.

Согласно пояснениям ответчика, отключение объекта <…> от электроснабжения произведено должностными лицами ОАО «АКС» без распоряжения руководства организации.

Изучив представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5 указанной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно уставу ОАО «АКС», к основным видам деятельности организации относится передача и распределение электрической энергии, а также деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, производство электромонтажных работ.

Приказом Амурского УФАС России от 23.05.2010 № 89 ОАО «АКС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей на рынке по оказанию услуг по распределению электроэнергии в географических границах рынка – г. Благовещенск более 65 процентов.

Таким образом, ОАО «АКС» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по распределению электрической энергии в границах г. Благовещенска.

Как следует из представленных документов и сведений, пояснений лиц, участвующих в деле, прекращение подачи электрической энергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>, осуществлено в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии.

Правила заключения договоров электроснабжения между потребителями и гарантирующими поставщиками определены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения).

Согласно пункту 28 Основных положений, по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

Согласно п. 2 Основных положений, "бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

При выявлении факта бездоговорного потребления полное ограничение режима потребления вводится незамедлительно, а при необходимости проведения дополнительных мероприятий - не позднее 3 дней со дня выявления такого факта (пункт 121 Основных положений).

В соответствии с пунктом 71 Основных положений граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан, указанных в пункте 69 данного документа, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с данным документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 Основных положений, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме.

Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, указанных в настоящем пункте действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии (п. 72 Основных положений).

Аналогичные положения содержит пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…>, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, к электрическим сетям ОАО «АКС» произведено на основании выданных данной сетевой организацией технических условий № 05-196АЭСС от 13.03.2009 г.

Согласно выписке из лицевого счета № 212361 по объекту ул. Литейная, 120, акта сверки расчетов от 26.12.2012 г., составленного между ООО «Энергокомфорт» «Амур» и абонентом, <…> производит оплату за потребленную электроэнергию. Просроченная задолженность отсутствует.

Таким образом, отсутствие у <…> письменного договора с гарантирующим поставщиком, не означает отсутствия заключенного договора электроснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, поскольку такой договор считается заключенным путем совершения потребителем конклюдентных действий по фактическому приему и оплате электрической энергии независимо от назначения данного объекта или применяемого тарифа.

 Доказательств ведения <…> предпринимательской деятельности с использованием объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, ОАО «АКС»  в Амурское УФАС России не представлено.

Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права, а также техническому паспорту на объект недвижимости, указанное строение является объектом индивидуального жилищного строительства, назначение – жилое, используется по назначению.

Отношения, связанные с введением ограничения режима потребления электрической энергии урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

Доказательств, свидетельствующих о наличии вышеперечисленных оснований для введения ограничения потребления электрической энергии на объект <…>, в Амурское УФАС России не представлено.

Таким образом, введение сетевой организацией на объекте, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…> ограничения потребления электрической энергии произведено при отсутствии оснований такого ограничения, предусмотренных законодательством.

Довод ответчика о том, что руководство ОАО «АКС» не давало распоряжения об отключении указанного объекта от электроснабжения, отклоняется Комиссией, поскольку действия по введению ограничения подачи электрической энергии произведены уполномоченными должностными лицами указанной организации.

ОАО «АКС» произведен расчет объемов и стоимости бездоговорного потребления электроэнергии на указанном объекте, к оплате <…> предъявлена сумма в размере 1 237 734,5 рублей.

Поскольку факт бездоговорного потребления электроэнергии <…> отсутствует по вышеперечисленным основаниям, то предъявление к оплате потребителю объемов бездоговорного потребления является необоснованным.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся в необоснованном ограничении подачи электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, а также предъявлении <…> к оплате бездоговорного объема потребленной электроэнергии, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Как следует из представленных в материалы дела документов и сведений, подача электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, восстановлена 15.01.2013 года.

Кроме того, письмом от 31.01.2013 года ОАО «АКС» отозвало ранее предъявленный <…> расчет бездоговорного потребления электроэнергии.

При таких обстоятельствах рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся в необоснованном ограничении подачи электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, а также предъявлении <…> к оплате бездоговорного объема потребленной электроэнергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить в отношении ОАО «Амурские коммунальные системы» производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии                                                                    <…>

Члены комиссии                                                                             

<…>

<…>

<…>

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

РЕШЕНИЕ

                                                                                                         г. Благовещенск

Резолютивная часть решения  оглашена «14» февраля 2013 г.

В полном объеме решение изготовлено  «28» февраля 2013 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области  (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства в составе: <…>

рассмотрев дело № А-10/03 2013 по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Амурские коммунальные системы», находящимся по адресу: 675000, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Амурская, 236, части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон «О защите конкуренции»), выразившегося в необоснованном ограничении подачи электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, а также предъявлении <…> к оплате бездоговорного объема потребленной электроэнергии,

УСТАНОВИЛА:

В Амурское УФАС России поступило заявление <…> на действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном прекращении подачи электроэнергии на объект потребителя.

По результатам проведенной проверки приказом Амурского УФАС России от 17.01.2013 года № 09 в соответствии с частью 4 статьи 44 Закона «О защите конкуренции» возбуждено дело № А–10/03 2013 и создана Комиссия для рассмотрения дела по признакам нарушения части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции». Определением от 17.01.2013 г. рассмотрение дела назначено на 14.02.2013 г. в 10 часов 00 минут.

14.02.2013 года на заседание Комиссии явились: представитель ответчика – <…> (паспорт, доверенность от 13.08.2012 г. № 15).

Заявитель на заседание Комиссии не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Комиссией рассмотрено и удовлетворено заявленное ходатайство.

При рассмотрении поступивших материалов, документов и сведений, представленных в дело, Комиссией Амурского УФАС России установлено следующее.

<…> является собственником объекта недвижимости, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, назначение – жилое, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права № 358471, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Амурской  области 29.06.2009 г.

03 декабря 2012 года сотрудниками ОАО «АКС»  проведена проверка объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>, по результатам которой составлен акт о бездоговорном потреблении электроэнергии по причине отсутствия у потребителя заключенного договора энергоснабжения нежилых помещений.

10 декабря 2012 года в связи с установлением факта бездоговорного потребления электроэнергии ОАО «АКС» прекращена подача электрической энергии на объект потребителя, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>.

Кроме того, ОАО «АКС» произведен расчет объемов бездоговорного потребления <…> электрической энергии в размере 243 378 кВт/ч, в денежном выражении к оплате потребителю предъявлено 1 237 734,5 рублей с учетом произведенных платежей.

В письменной позиции по делу заявитель пояснил следующее.

<…> является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>. По указанному адресу открыт лицевой счет № 212361 на трехфазное потребление электрической энергии. Задолженности за потребленную электроэнергию не имеется.

Жилой дом и два гаража, расположенные на земельном участке, используются по целевому назначению в личных целях.

10.12.2012 года по указанному адресу сотрудниками филиала ОАО «АКС» «Амурэлектросетьсервис» была полностью прекращена подача электрической энергии без предварительного уведомления.

Подача электрической энергии на указанные объекты возобновлена 15.01.2013 года.

По мнению заявителя, ограничение подачи электрической энергии является необоснованным, является злоупотреблением доминирующим положением.

Представитель ответчика факт нарушения антимонопольного законодательства не признал по следующим основаниям.

В ходе проведенной 03.12.2012 года ОАО «АКС» проверки объектов, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>, было установлено, что указанные объекты используются в коммерческих целях, о чем свидетельствовала реклама на здании, а также информация, размещенная на сайте www.rsnp.su.

Оплата за потребленную электроэнергию производилась <…> по тарифу для населения, однако, в нарушение требований действующего законодательства, собственник использовал жилое помещение в коммерческих целях без соблюдения процедуры перевода его в нежилое и заключения соответствующего договора электроснабжения.

Тариф для населения применяется при потреблении электрической энергии на коммунально-бытовые нужды граждан и не применяется в случае использования жилых помещений для целей ведения предпринимательской деятельности. Поскольку <…> относится к категории «прочие потребители», он обязан в порядке, установленном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии заключить с энергоснабжающей организацией договор энергоснабжения.

В связи с указанными обстоятельствами в отношении <…> был составлен акт о бездоговорном потреблении электроэнергии и выдано предписание заключить договор энергоснабжения на нежилое помещение.

Согласно пояснениям ответчика, отключение объекта <…> от электроснабжения произведено должностными лицами ОАО «АКС» без распоряжения руководства организации.

Изучив представленные документы и сведения, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, Комиссия Амурского УФАС России приходит к следующим выводам.

Статьей 10 Закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.

 Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с частью 5 указанной статьи, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Из содержания статьи 3, пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» следует, что субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Согласно уставу ОАО «АКС», к основным видам деятельности организации относится передача и распределение электрической энергии, а также деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей, производство электромонтажных работ.

Приказом Амурского УФАС России от 23.05.2010 № 89 ОАО «АКС» включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующего положения хозяйствующих субъектов, с долей на рынке по оказанию услуг по распределению электроэнергии в географических границах рынка – г. Благовещенск более 65 процентов.

Таким образом, ОАО «АКС» является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке оказания услуг по распределению электрической энергии в границах г. Благовещенска.

Как следует из представленных документов и сведений, пояснений лиц, участвующих в деле, прекращение подачи электрической энергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, д. <…>, осуществлено в связи с выявлением факта бездоговорного потребления электрической энергии.

Правила заключения договоров электроснабжения между потребителями и гарантирующими поставщиками определены Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Основные положения).

Согласно пункту 28 Основных положений, по договору энергоснабжения гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также самостоятельно или через привлеченных третьих лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.

В отношении одного энергопринимающего устройства может быть заключен только один договор энергоснабжения.

Договор энергоснабжения, заключаемый с гарантирующим поставщиком, является публичным.

Согласно п. 2 Основных положений, "бездоговорное потребление электрической энергии" - самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного в установленном порядке договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках, кроме случаев потребления электрической энергии в отсутствие такого договора в течение 2 месяцев с даты, установленной для принятия гарантирующим поставщиком на обслуживание потребителей.

При выявлении факта бездоговорного потребления полное ограничение режима потребления вводится незамедлительно, а при необходимости проведения дополнительных мероприятий - не позднее 3 дней со дня выявления такого факта (пункт 121 Основных положений).

В соответствии с пунктом 71 Основных положений граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан, указанных в пункте 69 данного документа, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с данным документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 Основных положений, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме.

Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, указанных в настоящем пункте действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии (п. 72 Основных положений).

Аналогичные положения содержит пункт 6 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. № 354.

Технологическое присоединение энергопринимающих устройств <…>, расположенных по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, к электрическим сетям ОАО «АКС» произведено на основании выданных данной сетевой организацией технических условий № 05-196АЭСС от 13.03.2009 г.

Согласно выписке из лицевого счета № 212361 по объекту ул. Литейная, 120, акта сверки расчетов от 26.12.2012 г., составленного между ООО «Энергокомфорт» «Амур» и абонентом, <…> производит оплату за потребленную электроэнергию. Просроченная задолженность отсутствует.

Таким образом, отсутствие у <…> письменного договора с гарантирующим поставщиком, не означает отсутствия заключенного договора электроснабжения объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, поскольку такой договор считается заключенным путем совершения потребителем конклюдентных действий по фактическому приему и оплате электрической энергии независимо от назначения данного объекта или применяемого тарифа.

 Доказательств ведения <…> предпринимательской деятельности с использованием объекта, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, ОАО «АКС»  в Амурское УФАС России не представлено.

Вместе с тем, согласно свидетельству о государственной регистрации права, а также техническому паспорту на объект недвижимости, указанное строение является объектом индивидуального жилищного строительства, назначение – жилое, используется по назначению.

Отношения, связанные с введением ограничения режима потребления электрической энергии урегулированы Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 (далее – Правила).

Согласно пункту 2 Правил ограничение режима потребления электрической энергии вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:

а) соглашение сторон договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности));

б) нарушение своих обязательств потребителем, выразившееся в:

неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, в том числе обязательств по предварительной оплате в соответствии с установленными договором сроками платежа, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком в размере, соответствующем денежным обязательствам потребителя не менее чем за один период между установленными договором сроками платежа, а для граждан-потребителей за 2 расчетных периода, либо к образованию задолженности потребителя перед энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке, в размере, установленном в договоре;

возникновении у потребителя услуг по передаче электрической энергии задолженности по оплате услуг по передаче электрической энергии, соответствующей одному периоду между установленными договором сроками платежа, а если потребителем является гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация, которая в соответствии с Основными положениями продает электрическую энергию сетевой организации для целей компенсации потерь электрической энергии) - в возникновении у него задолженности в указанном размере, рассчитанной за вычетом задолженности сетевой организации по оплате электрической энергии для компенсации потерь электрической энергии перед этим гарантирующим поставщиком (энергосбытовой, энергоснабжающей организацией);

выявлении факта осуществления потребителем безучетного потребления электрической энергии;

невыполнении потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;

подключении потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам электропотребляющего оборудования, повлекшем нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении;

в) удостоверение в установленном порядке неудовлетворительного состояния объектов электросетевого хозяйства, энергетических установок, энергопринимающих устройств потребителя, что создает угрозу жизни и здоровью людей и (или) угрозу возникновения технологических нарушений на указанных объектах, установках (устройствах), а также объектах электросетевого хозяйства сетевых организаций;

г) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;

д) приостановление или прекращение исполнения обязательств потребителя по договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии и мощности;

е) прекращение обязательств по снабжению электрической энергией (мощностью) и (или) оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) договору оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - прекращение обязательств сторон по договору), в том числе по причине смены собственника или владельца объектов электросетевого хозяйства, к которым технологически присоединены такие энергопринимающие устройства, если при этом в отношении таких энергопринимающих устройств не заключен и не вступил в силу новый договор, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии;

ж) выявление гарантирующим поставщиком в случае, указанном в пункте 47 Основных положений, факта ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к объектам электросетевого хозяйства;

з) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителя, либо необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (иных владельцев объектов электросетевого хозяйства) в случае, если проведение таких работ невозможно без ограничения режима потребления;

и) поступление от потребителя заявления о введении в отношении него ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность введения ограничения самостоятельно;

к) нарушение потребителем введенного ранее в отношении него ограничения режима потребления при сохранении обстоятельств из числа указанных в настоящем пункте, послуживших основанием для его введения.

Доказательств, свидетельствующих о наличии вышеперечисленных оснований для введения ограничения потребления электрической энергии на объект <…>, в Амурское УФАС России не представлено.

Таким образом, введение сетевой организацией на объекте, расположенном по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…> ограничения потребления электрической энергии произведено при отсутствии оснований такого ограничения, предусмотренных законодательством.

Довод ответчика о том, что руководство ОАО «АКС» не давало распоряжения об отключении указанного объекта от электроснабжения, отклоняется Комиссией, поскольку действия по введению ограничения подачи электрической энергии произведены уполномоченными должностными лицами указанной организации.

ОАО «АКС» произведен расчет объемов и стоимости бездоговорного потребления электроэнергии на указанном объекте, к оплате <…> предъявлена сумма в размере 1 237 734,5 рублей.

Поскольку факт бездоговорного потребления электроэнергии <…> отсутствует по вышеперечисленным основаниям, то предъявление к оплате потребителю объемов бездоговорного потребления является необоснованным.

Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся в необоснованном ограничении подачи электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, а также предъявлении <…> к оплате бездоговорного объема потребленной электроэнергии, являются нарушением части 1 статьи 10 Закона «О защите конкуренции».

Как следует из представленных в материалы дела документов и сведений, подача электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, восстановлена 15.01.2013 года.

Кроме того, письмом от 31.01.2013 года ОАО «АКС» отозвало ранее предъявленный <…> расчет бездоговорного потребления электроэнергии.

При таких обстоятельствах рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства подлежит прекращению.

Комиссия, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

1. Признать действия ОАО «Амурские коммунальные системы», выразившиеся в необоснованном ограничении подачи электроэнергии на объект <…>, расположенный по адресу: г. Благовещенск, ул. <…>, <…>, а также предъявлении <…> к оплате бездоговорного объема потребленной электроэнергии, нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Прекратить в отношении ОАО «Амурские коммунальные системы» производство по делу о нарушении антимонопольного законодательства в связи с добровольным устранением нарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Амурской области в течение трех месяцев с момента его вынесения.

Председатель комиссии                                                                    <…>

Члены комиссии                                                                             

<…>

<…>

<…>

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => б/н [format] => [safe_value] => б/н ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-10/03 2013 [format] => [safe_value] => А-10/03 2013 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 74 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 74 [vid] => 1 [name] => электроэнергетика [description] => [format] => [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => tags [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-28 01:29:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2013-02-28 01:29:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1362447134 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )