Решение Арбитражного суда Амурской области по делу № А04- 3144/2011

Номер дела: № А04- 3144/2011 от 23.08.2011 г.
Дата публикации: 26 августа 2011, 13:52

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск                                              Дело № А04-3144/2011

23 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2011 г. Полный текст решения изготовлен 23 августа 2011 г.

Арбитражный суд в составе судьи <…>

рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области (ИНН 2801138727, ОГРН 1082801011370)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325)

О признании недействительным решения

Третьи лица: ООО «МирИнтур» (ОГРН 1067746400545, ИНН 7724571770);

Министерство культуры и архивного дела в Амурской области

протокол вел: секретарь судебного заседания <…>

при участии в заседании: от заявителя: <…>, ведущий консультант отдела по туризму, доверенность № 365-03 от 15.08.2011г., от ответчика: <…>, начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, от ООО «МирИнтур»: <…>, <…>.

установил:

В арбитражный суд Амурской области обратилось Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области с заявлением о признании решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства о признании действий министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области, выраженные в отказе ООО «МирИнтур» о внесении указанного юридического лица в Список туристических организаций для работы в рамках реализации межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, направленного письмом от 11.12.2009 № 5228-04, нарушением части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» незаконным и не обоснованным.

Ответчик требования не признал. В письменном отзыве Управление ФАС по Амурской области указало, что в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму с 28.11.2007 № 128, утвердившим «Порядок определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 7 февраля 2000 года», ООО «МирИнтур» должен был подать документы при отсутствии в субъекте Российской Федерации органа координации по реализации Межправительственного соглашения, вместе с тем заявитель имел право подать установленные Порядком № 128 документы через уполномоченный орган координации субъекта Российской Федерации, каковым является Министерство ВЭСТПР.

Кроме того, законодатель, указывая в п. 2 Порядка № 128 на осуществление туристическими организациями деятельности в рамках реализации Межправительственного соглашения, не ограничивает их право осуществления такой деятельности местом регистрации (местом нахождения) туристических организаций. Требование пункта 3 Порядка, предусматривает предоставление заявления на осуществление деятельности в рамках реализации Межправительственного соглашения с указанием наименования, организационно -

правовой формы и места нахождения туристической организации, что и было сделано ООО «МирИнтур» при подаче заявления ООО «МирИнтур» о включении в Список туристических организаций для работы в рамках реализации Межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках от 01.12.2009 № 141 за подписью директора ООО «МирИнтур» <…>.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействий), приводящих или могущих привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В связи с отказом Министерства ВЭСТПР в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций ООО «МирИнтур» было вынуждено направить заявление непосредственно в Ростуризм для включения его в Список для реализации Межправительственного соглашения как на 2010 год, так и на 2011 год, что подтверждается приказами Ростуризма от 01.03.2010 № 49 и от 09.03.2011 № 49 «О формировании списка туристических организаций, осуществляющих деятельность по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 года». Соответственно ООО «МирИнтур» в лице своего обособленного подразделения в г. Благовещенске заверяет списки туристов выезжающих в КНР в Ростуризме. Комиссией Амурского УФАС России были проанализированы представленные ООО «МирИнтур» в лице

обособленного подразделения в г. Благовещенске, документы, свидетельствующие, что указанный хозяйствующий субъект, включенный в Список непосредственно Ростуризмом, в 2010 году направлял списки туристов для заверения в указанное Агентство как минимум за 8 дней. В то время как уполномоченные туристические организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в г. Благовещенске, получившие право на осуществление деятельности в рамках Межправительственного соглашения, имеют дополнительное время для формирования туристических групп перед выездом в КНР. Кроме того, для принятия туристов из КНР туристические компании, зарегистрированные и осуществляющие деятельность по реализации Межправительственного соглашения в г. Благовещенске, оформляли подтверждение через орган координации за 1 сутки, в то время как для ООО «МирИнтур» оформление такого подтверждения занимает 8 дней. В связи с указанным туристические компании КНР отказывались работать с ООО «МирИнтур», что подтверждается представленным в материалы дела письмом туристической компании с ограниченной ответственностью по международному туризму «Остров Большой Хэйхэ». Таким образом, отказав в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций (письмо Министерства ВЭСТПР от 11.12.2009 № 5228-04), орган координации - Министерство ВЭСТПР необоснованно препятствует осуществлению деятельности указанного хозяйствующего субъекта по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Благовещенске.

ООО «МирИнтур» поддержало доводы ответчика, в письменном отзыве указало, что ООО «МирИнтур» представило в 2009 году в Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области все необходимые документы для включения в список туристических организаций уполномоченных работать в рамках межправительственного Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках в КНР. Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка, в связи с тем, что ООО «МирИнтур» зарегистрировано в г. Москва, отказало нам в этом, рекомендовав направить документы непосредственно в Федеральное агентство по туризму. Тем самым поставив организацию в неравные условия по отношению к туристским организациям, зарегистрированным в Амурской области. Общество обратилось в Управление Федеральной Антимонопольной службы по Амурской области, которое признало отказ Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области о включении компании «МирИнтур» в список туристических организаций уполномоченных работать в рамках межправительственно-го Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках в КНР нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Считает, что решение УФАС по Амурской области от 12.05.2011 г. соответствует действующему законодательству, обосновано и правомерно.

Министерство культуры и архивного дела в Амурской области в судебное заседание представителя не направило, письменный отзыв не представило. В соответствии со ст. 123 АПК Российской Федерации извещено надлежащим образом.

В соответствии с предписаниями части 4 статьи 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции. Министерство культуры и архивного дела в Амурской области извещено надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в отсутствие его представителя не направило. Суд с учетом положений статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.

Дело рассматривается в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства культуры и архивного дела в Амурской области.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

27.11.2009 г. Истец обратился в Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области (далее Министерство) для включения в список российских туристических компаний, уполномоченных осуществлять безвизовый туристический обмен с Китайской Народной Республикой (далее Список). К заявлению на включение в Список прилагались документы в соответствии с п. 3 Приказа Федерального агентства по туризму от 28.11.2007 г. № 128 "О порядке определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года" (далее Приказ).

16.12.2009 г. от Министерства поступил ответ за № 5228-04 от 11.12.2009 г., в котором сообщено, что в связи с тем, что обособленное подразделение в виде дополнительного офиса ООО «МирИнтур» в г. Благовещенске не имеет статуса юридического лица, а головное предприятие зарегистрировано в г. Москве, рабочей группой принято решение рекомендовать туроператору ООО «МирИнтур» направить заявление непосредственно в Федеральное агентство по туризму.

«04» августа 2010 года ООО «МирИнтур» была подана жалоба на действия Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области в Управление федеральной антимонопольной службы по Амурской области.

По результатам рассмотрения жалобы, Управлением федеральной антимонопольной службы по Амурской области 04.10.2010было вынесено решение об отказе в возбуждении дела о нарушениях антимонопольного законодательства ввиду отсутствия таких нарушений в действиях Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области и в действиях Министерства культуры и архивного дела Амурской области.

29.12.2010 Арбитражным судом Амурской области по делу № А04-4481/20 принято решение о признании недействительным отказа Амурского УФАС России 04.10.2010 в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства отношении Министерства ВЭСТПР, а также об обязании рассмотреть заявление ООО «МирИнтур» в соответствии с требованиями закона.

В связи с чем Амурское УФАС России возбудило дело № А-15/19 2011 по признакам нарушения Министерства ВЭСТПР части 1 статьи 15 Закона о зашите конкуренции, выразившихся в отказе ООО «МирИнтур» от внесения указанного юридического лица в Список туристических организаций для работы в рамках; реализации Межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, направленного письмом от 11.12.2009 № 5228-04.

По результатам рассмотрения дела было установлено, что, отказывая в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций, орган координации - Министерство ВЭСТПР необоснованно препятствует осуществлению деятельности указанного хозяйствующего субъекта по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Благовещенске, что явилось основанием для принятия Решения от 12 мая 2011 года о признании действий Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области нарушением части 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Не согласившись с указанным решением Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив указанные обстоятельства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Приказом Федерального агентства по туризму от 28.11.2007 № 128 утвержден Порядок определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года.

Согласно пункту 2 Порядка деятельность в рамках реализации Межправительственного соглашения имеют право осуществлять туристические организации, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации, а также включенные в список туристических организаций для работы в рамках реализации Межправительственного соглашения.

Согласно пункту 3 для включения в Список туристических организаций организация ежегодно в срок до 1 января представляет непосредственно в Ростуризм (при отсутствии в субъекте Российской Федерации органа координации по реализации Межправительственного соглашения) или через уполномоченный орган координации субъекта Российской Федерации определенный законом пакет документов. Соглашением о сотрудничестве в области реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года Ростуризм делегировал Министерству ВЭСТПР полномочия органа координации, осуществляющего управление и отвечающего за выполнение Межправительственного соглашения на территории Амурской области.

В соответствии с постановлением Губернатора Амурской с 09.03.2011 № 65, а также пунктом 3.7 Положения о министерстве внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 20.12.2008 № 479Министерство ВЭСТПР осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти области в сфере туристской деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Амурской области.

Таким образом, исходя из буквального толкования указанных норм ООО «МирИнтур» имело право подать установленные Порядком документы через уполномоченный орган координации субъекта Российской Федерации - Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области.

Данное обстоятельство установлено также вступившим в законную силу решением арбитражного суда Амурской области по делу № А04-4481/20. Согласно ст. 69 ч.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем на заседании рабочей группы 09.12.2009 при рассмотрении заявления ООО «МирИнтур» от 01.12.2009 № 141 за подписью директора Д.Ю. Шестакова, в котором он просит включить ООО «МирИнтур» (обособленное подразделение в виде дополнительного офиса в г. Благовещенск Амурской области) в Список туристических организаций, уполномоченных осуществлять деятельность по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках, принято решение рекомендовать головному предприятию ООО «МирИнтур», зарегистрированному в г. Москва направить заявление на включение в Список непосредственно в Ростуризм в связи с тем, что обособленное подразделение в виде дополнительного офиса ООО «МирИнтур» в г. Благовещенске не имеет статуса юридического лица.

Как установлено ответчиком при рассмотрении материалов дела по признакам нарушения закона о конкуренции ООО «МирИнтур» зарегистрировано по адресу: г. Москва, ул. Б. Семеновская, д.40, стр. 4. 17.12.2007 ООО «МирИнтур» поставлено на налоговый учет Межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Амурской области по месту нахождения обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, 112.

ООО «МирИнтур» в лице своего обособленного подразделения в г. Благовещенске заверяет списки туристов выезжающих в КНР в Ростуризме.

Комиссией Амурского УФ АС России были проанализированы представленные ООО «МирИнтур» в лице обособленного подразделения в г. Благовещенске, документы, свидетельствующие, что указанный хозяйствующий субъект, включенный в Список непосредственно Ростуризмом, в 2010 году направлял списки туристов для заверения в указанное Агентство как минимум за 8 дней. В то время как уполномоченные туристические организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в г. Благовещенске, получившие право на осуществление деятельности в рамках Межправительственного соглашения, имеют дополнительное время для формирования туристических групп перед выездом в КНР. Кроме того, для принятия туристов из КНР туристические компании, зарегистрированные и осуществляющие деятельность по реализации Межправительственного соглашения в г. Благовещенске, оформляли подтверждение через орган координации за 1 сутки, в то время как для ООО «МирИнтур» оформление такого подтверждения занимает 8 дней. В связи с указанным туристические компании КНР отказывались работать с ООО «МирИнтур», что подтверждается представленным в материалы дела письмом туристической компании с ограниченной ответственностью по международному туризму «Остров Большой Хэйхэ».

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействий), приводящих или могущих привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, УФАС обоснованно было признано, что, отказывая в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций (письмо Министерства ВЭСТПР от 11.12.2009 № 5228-04), орган координации - Министерство ВЭСТПР необоснованно препятствует осуществлению деятельности указанного хозяйствующего субъекта по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Благовещенске.

На основании изложенного, Амурское УФАС России обоснованно и в соответствии с требованиями закона вынесло решение от 12.05.2011 по делу № А-15/19 2011 о признании указанных действий Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области нарушением частит 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Доводы заявителя о том, что обособленное подразделение не имеет статуса юридического лица, а также несоответствие оттиска печати требованиям Порядка судом отклонены, так как не нашли своего отражения в основаниях отказа ООО «МирИнтур» включения в списки туроператоров. Кроме того, согласно представленным материалам с заявлением в Министерство обращалось юридическое лицо с печатью и подписью генерального директора общества.

Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со ст. 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 180, АПК РФ, суд решил:

В удовлетворении заявления Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области (ИНН 2801138727, ОГРН 1082801011370) отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Амурской области.

Судья <…>

 

stdClass Object ( [vid] => 8948 [uid] => 5 [title] => Решение Арбитражного суда Амурской области по делу № А04- 3144/2011 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 8948 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323230105 [changed] => 1370524432 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524432 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск                                              Дело № А04-3144/2011

23 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2011 г. Полный текст решения изготовлен 23 августа 2011 г.

Арбитражный суд в составе судьи <…>

рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области (ИНН 2801138727, ОГРН 1082801011370)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325)

О признании недействительным решения

Третьи лица: ООО «МирИнтур» (ОГРН 1067746400545, ИНН 7724571770);

Министерство культуры и архивного дела в Амурской области

протокол вел: секретарь судебного заседания <…>

при участии в заседании: от заявителя: <…>, ведущий консультант отдела по туризму, доверенность № 365-03 от 15.08.2011г., от ответчика: <…>, начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, от ООО «МирИнтур»: <…>, <…>.

установил:

В арбитражный суд Амурской области обратилось Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области с заявлением о признании решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства о признании действий министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области, выраженные в отказе ООО «МирИнтур» о внесении указанного юридического лица в Список туристических организаций для работы в рамках реализации межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, направленного письмом от 11.12.2009 № 5228-04, нарушением части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» незаконным и не обоснованным.

Ответчик требования не признал. В письменном отзыве Управление ФАС по Амурской области указало, что в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму с 28.11.2007 № 128, утвердившим «Порядок определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 7 февраля 2000 года», ООО «МирИнтур» должен был подать документы при отсутствии в субъекте Российской Федерации органа координации по реализации Межправительственного соглашения, вместе с тем заявитель имел право подать установленные Порядком № 128 документы через уполномоченный орган координации субъекта Российской Федерации, каковым является Министерство ВЭСТПР.

Кроме того, законодатель, указывая в п. 2 Порядка № 128 на осуществление туристическими организациями деятельности в рамках реализации Межправительственного соглашения, не ограничивает их право осуществления такой деятельности местом регистрации (местом нахождения) туристических организаций. Требование пункта 3 Порядка, предусматривает предоставление заявления на осуществление деятельности в рамках реализации Межправительственного соглашения с указанием наименования, организационно -

правовой формы и места нахождения туристической организации, что и было сделано ООО «МирИнтур» при подаче заявления ООО «МирИнтур» о включении в Список туристических организаций для работы в рамках реализации Межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках от 01.12.2009 № 141 за подписью директора ООО «МирИнтур» <…>.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействий), приводящих или могущих привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В связи с отказом Министерства ВЭСТПР в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций ООО «МирИнтур» было вынуждено направить заявление непосредственно в Ростуризм для включения его в Список для реализации Межправительственного соглашения как на 2010 год, так и на 2011 год, что подтверждается приказами Ростуризма от 01.03.2010 № 49 и от 09.03.2011 № 49 «О формировании списка туристических организаций, осуществляющих деятельность по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 года». Соответственно ООО «МирИнтур» в лице своего обособленного подразделения в г. Благовещенске заверяет списки туристов выезжающих в КНР в Ростуризме. Комиссией Амурского УФАС России были проанализированы представленные ООО «МирИнтур» в лице

обособленного подразделения в г. Благовещенске, документы, свидетельствующие, что указанный хозяйствующий субъект, включенный в Список непосредственно Ростуризмом, в 2010 году направлял списки туристов для заверения в указанное Агентство как минимум за 8 дней. В то время как уполномоченные туристические организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в г. Благовещенске, получившие право на осуществление деятельности в рамках Межправительственного соглашения, имеют дополнительное время для формирования туристических групп перед выездом в КНР. Кроме того, для принятия туристов из КНР туристические компании, зарегистрированные и осуществляющие деятельность по реализации Межправительственного соглашения в г. Благовещенске, оформляли подтверждение через орган координации за 1 сутки, в то время как для ООО «МирИнтур» оформление такого подтверждения занимает 8 дней. В связи с указанным туристические компании КНР отказывались работать с ООО «МирИнтур», что подтверждается представленным в материалы дела письмом туристической компании с ограниченной ответственностью по международному туризму «Остров Большой Хэйхэ». Таким образом, отказав в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций (письмо Министерства ВЭСТПР от 11.12.2009 № 5228-04), орган координации - Министерство ВЭСТПР необоснованно препятствует осуществлению деятельности указанного хозяйствующего субъекта по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Благовещенске.

ООО «МирИнтур» поддержало доводы ответчика, в письменном отзыве указало, что ООО «МирИнтур» представило в 2009 году в Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области все необходимые документы для включения в список туристических организаций уполномоченных работать в рамках межправительственного Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках в КНР. Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка, в связи с тем, что ООО «МирИнтур» зарегистрировано в г. Москва, отказало нам в этом, рекомендовав направить документы непосредственно в Федеральное агентство по туризму. Тем самым поставив организацию в неравные условия по отношению к туристским организациям, зарегистрированным в Амурской области. Общество обратилось в Управление Федеральной Антимонопольной службы по Амурской области, которое признало отказ Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области о включении компании «МирИнтур» в список туристических организаций уполномоченных работать в рамках межправительственно-го Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках в КНР нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Считает, что решение УФАС по Амурской области от 12.05.2011 г. соответствует действующему законодательству, обосновано и правомерно.

Министерство культуры и архивного дела в Амурской области в судебное заседание представителя не направило, письменный отзыв не представило. В соответствии со ст. 123 АПК Российской Федерации извещено надлежащим образом.

В соответствии с предписаниями части 4 статьи 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции. Министерство культуры и архивного дела в Амурской области извещено надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в отсутствие его представителя не направило. Суд с учетом положений статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.

Дело рассматривается в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства культуры и архивного дела в Амурской области.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

27.11.2009 г. Истец обратился в Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области (далее Министерство) для включения в список российских туристических компаний, уполномоченных осуществлять безвизовый туристический обмен с Китайской Народной Республикой (далее Список). К заявлению на включение в Список прилагались документы в соответствии с п. 3 Приказа Федерального агентства по туризму от 28.11.2007 г. № 128 "О порядке определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года" (далее Приказ).

16.12.2009 г. от Министерства поступил ответ за № 5228-04 от 11.12.2009 г., в котором сообщено, что в связи с тем, что обособленное подразделение в виде дополнительного офиса ООО «МирИнтур» в г. Благовещенске не имеет статуса юридического лица, а головное предприятие зарегистрировано в г. Москве, рабочей группой принято решение рекомендовать туроператору ООО «МирИнтур» направить заявление непосредственно в Федеральное агентство по туризму.

«04» августа 2010 года ООО «МирИнтур» была подана жалоба на действия Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области в Управление федеральной антимонопольной службы по Амурской области.

По результатам рассмотрения жалобы, Управлением федеральной антимонопольной службы по Амурской области 04.10.2010было вынесено решение об отказе в возбуждении дела о нарушениях антимонопольного законодательства ввиду отсутствия таких нарушений в действиях Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области и в действиях Министерства культуры и архивного дела Амурской области.

29.12.2010 Арбитражным судом Амурской области по делу № А04-4481/20 принято решение о признании недействительным отказа Амурского УФАС России 04.10.2010 в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства отношении Министерства ВЭСТПР, а также об обязании рассмотреть заявление ООО «МирИнтур» в соответствии с требованиями закона.

В связи с чем Амурское УФАС России возбудило дело № А-15/19 2011 по признакам нарушения Министерства ВЭСТПР части 1 статьи 15 Закона о зашите конкуренции, выразившихся в отказе ООО «МирИнтур» от внесения указанного юридического лица в Список туристических организаций для работы в рамках; реализации Межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, направленного письмом от 11.12.2009 № 5228-04.

По результатам рассмотрения дела было установлено, что, отказывая в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций, орган координации - Министерство ВЭСТПР необоснованно препятствует осуществлению деятельности указанного хозяйствующего субъекта по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Благовещенске, что явилось основанием для принятия Решения от 12 мая 2011 года о признании действий Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области нарушением части 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Не согласившись с указанным решением Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив указанные обстоятельства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Приказом Федерального агентства по туризму от 28.11.2007 № 128 утвержден Порядок определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года.

Согласно пункту 2 Порядка деятельность в рамках реализации Межправительственного соглашения имеют право осуществлять туристические организации, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации, а также включенные в список туристических организаций для работы в рамках реализации Межправительственного соглашения.

Согласно пункту 3 для включения в Список туристических организаций организация ежегодно в срок до 1 января представляет непосредственно в Ростуризм (при отсутствии в субъекте Российской Федерации органа координации по реализации Межправительственного соглашения) или через уполномоченный орган координации субъекта Российской Федерации определенный законом пакет документов. Соглашением о сотрудничестве в области реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года Ростуризм делегировал Министерству ВЭСТПР полномочия органа координации, осуществляющего управление и отвечающего за выполнение Межправительственного соглашения на территории Амурской области.

В соответствии с постановлением Губернатора Амурской с 09.03.2011 № 65, а также пунктом 3.7 Положения о министерстве внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 20.12.2008 № 479Министерство ВЭСТПР осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти области в сфере туристской деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Амурской области.

Таким образом, исходя из буквального толкования указанных норм ООО «МирИнтур» имело право подать установленные Порядком документы через уполномоченный орган координации субъекта Российской Федерации - Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области.

Данное обстоятельство установлено также вступившим в законную силу решением арбитражного суда Амурской области по делу № А04-4481/20. Согласно ст. 69 ч.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем на заседании рабочей группы 09.12.2009 при рассмотрении заявления ООО «МирИнтур» от 01.12.2009 № 141 за подписью директора Д.Ю. Шестакова, в котором он просит включить ООО «МирИнтур» (обособленное подразделение в виде дополнительного офиса в г. Благовещенск Амурской области) в Список туристических организаций, уполномоченных осуществлять деятельность по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках, принято решение рекомендовать головному предприятию ООО «МирИнтур», зарегистрированному в г. Москва направить заявление на включение в Список непосредственно в Ростуризм в связи с тем, что обособленное подразделение в виде дополнительного офиса ООО «МирИнтур» в г. Благовещенске не имеет статуса юридического лица.

Как установлено ответчиком при рассмотрении материалов дела по признакам нарушения закона о конкуренции ООО «МирИнтур» зарегистрировано по адресу: г. Москва, ул. Б. Семеновская, д.40, стр. 4. 17.12.2007 ООО «МирИнтур» поставлено на налоговый учет Межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Амурской области по месту нахождения обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, 112.

ООО «МирИнтур» в лице своего обособленного подразделения в г. Благовещенске заверяет списки туристов выезжающих в КНР в Ростуризме.

Комиссией Амурского УФ АС России были проанализированы представленные ООО «МирИнтур» в лице обособленного подразделения в г. Благовещенске, документы, свидетельствующие, что указанный хозяйствующий субъект, включенный в Список непосредственно Ростуризмом, в 2010 году направлял списки туристов для заверения в указанное Агентство как минимум за 8 дней. В то время как уполномоченные туристические организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в г. Благовещенске, получившие право на осуществление деятельности в рамках Межправительственного соглашения, имеют дополнительное время для формирования туристических групп перед выездом в КНР. Кроме того, для принятия туристов из КНР туристические компании, зарегистрированные и осуществляющие деятельность по реализации Межправительственного соглашения в г. Благовещенске, оформляли подтверждение через орган координации за 1 сутки, в то время как для ООО «МирИнтур» оформление такого подтверждения занимает 8 дней. В связи с указанным туристические компании КНР отказывались работать с ООО «МирИнтур», что подтверждается представленным в материалы дела письмом туристической компании с ограниченной ответственностью по международному туризму «Остров Большой Хэйхэ».

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействий), приводящих или могущих привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, УФАС обоснованно было признано, что, отказывая в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций (письмо Министерства ВЭСТПР от 11.12.2009 № 5228-04), орган координации - Министерство ВЭСТПР необоснованно препятствует осуществлению деятельности указанного хозяйствующего субъекта по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Благовещенске.

На основании изложенного, Амурское УФАС России обоснованно и в соответствии с требованиями закона вынесло решение от 12.05.2011 по делу № А-15/19 2011 о признании указанных действий Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области нарушением частит 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Доводы заявителя о том, что обособленное подразделение не имеет статуса юридического лица, а также несоответствие оттиска печати требованиям Порядка судом отклонены, так как не нашли своего отражения в основаниях отказа ООО «МирИнтур» включения в списки туроператоров. Кроме того, согласно представленным материалам с заявлением в Министерство обращалось юридическое лицо с печатью и подписью генерального директора общества.

Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со ст. 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 180, АПК РФ, суд решил:

В удовлетворении заявления Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области (ИНН 2801138727, ОГРН 1082801011370) отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Амурской области.

Судья <…>

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Арбитражный суд Амурской области

675023, г. Благовещенск, ул. Ленина, д. 163

тел. (4162) 59-59-00, факс (4162) 51-83-48

е-mail: amuras.info@arbitr.ru; http://www.amuras.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Благовещенск                                              Дело № А04-3144/2011

23 августа 2011 года

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2011 г. Полный текст решения изготовлен 23 августа 2011 г.

Арбитражный суд в составе судьи <…>

рассмотрев в судебном заседании заявление Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области (ИНН 2801138727, ОГРН 1082801011370)

к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (ОГРН 1022800528233, ИНН 2801031325)

О признании недействительным решения

Третьи лица: ООО «МирИнтур» (ОГРН 1067746400545, ИНН 7724571770);

Министерство культуры и архивного дела в Амурской области

протокол вел: секретарь судебного заседания <…>

при участии в заседании: от заявителя: <…>, ведущий консультант отдела по туризму, доверенность № 365-03 от 15.08.2011г., от ответчика: <…>, начальник отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, от ООО «МирИнтур»: <…>, <…>.

установил:

В арбитражный суд Амурской области обратилось Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области с заявлением о признании решения Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства о признании действий министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка области, выраженные в отказе ООО «МирИнтур» о внесении указанного юридического лица в Список туристических организаций для работы в рамках реализации межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, направленного письмом от 11.12.2009 № 5228-04, нарушением части 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» незаконным и не обоснованным.

Ответчик требования не признал. В письменном отзыве Управление ФАС по Амурской области указало, что в соответствии с приказом Федерального агентства по туризму с 28.11.2007 № 128, утвердившим «Порядок определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 7 февраля 2000 года», ООО «МирИнтур» должен был подать документы при отсутствии в субъекте Российской Федерации органа координации по реализации Межправительственного соглашения, вместе с тем заявитель имел право подать установленные Порядком № 128 документы через уполномоченный орган координации субъекта Российской Федерации, каковым является Министерство ВЭСТПР.

Кроме того, законодатель, указывая в п. 2 Порядка № 128 на осуществление туристическими организациями деятельности в рамках реализации Межправительственного соглашения, не ограничивает их право осуществления такой деятельности местом регистрации (местом нахождения) туристических организаций. Требование пункта 3 Порядка, предусматривает предоставление заявления на осуществление деятельности в рамках реализации Межправительственного соглашения с указанием наименования, организационно -

правовой формы и места нахождения туристической организации, что и было сделано ООО «МирИнтур» при подаче заявления ООО «МирИнтур» о включении в Список туристических организаций для работы в рамках реализации Межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках от 01.12.2009 № 141 за подписью директора ООО «МирИнтур» <…>.

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействий), приводящих или могущих привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

В связи с отказом Министерства ВЭСТПР в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций ООО «МирИнтур» было вынуждено направить заявление непосредственно в Ростуризм для включения его в Список для реализации Межправительственного соглашения как на 2010 год, так и на 2011 год, что подтверждается приказами Ростуризма от 01.03.2010 № 49 и от 09.03.2011 № 49 «О формировании списка туристических организаций, осуществляющих деятельность по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29.02.2000 года». Соответственно ООО «МирИнтур» в лице своего обособленного подразделения в г. Благовещенске заверяет списки туристов выезжающих в КНР в Ростуризме. Комиссией Амурского УФАС России были проанализированы представленные ООО «МирИнтур» в лице

обособленного подразделения в г. Благовещенске, документы, свидетельствующие, что указанный хозяйствующий субъект, включенный в Список непосредственно Ростуризмом, в 2010 году направлял списки туристов для заверения в указанное Агентство как минимум за 8 дней. В то время как уполномоченные туристические организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в г. Благовещенске, получившие право на осуществление деятельности в рамках Межправительственного соглашения, имеют дополнительное время для формирования туристических групп перед выездом в КНР. Кроме того, для принятия туристов из КНР туристические компании, зарегистрированные и осуществляющие деятельность по реализации Межправительственного соглашения в г. Благовещенске, оформляли подтверждение через орган координации за 1 сутки, в то время как для ООО «МирИнтур» оформление такого подтверждения занимает 8 дней. В связи с указанным туристические компании КНР отказывались работать с ООО «МирИнтур», что подтверждается представленным в материалы дела письмом туристической компании с ограниченной ответственностью по международному туризму «Остров Большой Хэйхэ». Таким образом, отказав в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций (письмо Министерства ВЭСТПР от 11.12.2009 № 5228-04), орган координации - Министерство ВЭСТПР необоснованно препятствует осуществлению деятельности указанного хозяйствующего субъекта по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Благовещенске.

ООО «МирИнтур» поддержало доводы ответчика, в письменном отзыве указало, что ООО «МирИнтур» представило в 2009 году в Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области все необходимые документы для включения в список туристических организаций уполномоченных работать в рамках межправительственного Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках в КНР. Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка, в связи с тем, что ООО «МирИнтур» зарегистрировано в г. Москва, отказало нам в этом, рекомендовав направить документы непосредственно в Федеральное агентство по туризму. Тем самым поставив организацию в неравные условия по отношению к туристским организациям, зарегистрированным в Амурской области. Общество обратилось в Управление Федеральной Антимонопольной службы по Амурской области, которое признало отказ Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области о включении компании «МирИнтур» в список туристических организаций уполномоченных работать в рамках межправительственно-го Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках в КНР нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Считает, что решение УФАС по Амурской области от 12.05.2011 г. соответствует действующему законодательству, обосновано и правомерно.

Министерство культуры и архивного дела в Амурской области в судебное заседание представителя не направило, письменный отзыв не представило. В соответствии со ст. 123 АПК Российской Федерации извещено надлежащим образом.

В соответствии с предписаниями части 4 статьи 137 АПК РФ, если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, либо лица, участвующие в деле, отсутствуют в предварительном судебном заседании, но они извещены о времени и месте судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия и ими не были заявлены возражения относительно рассмотрения дела в их отсутствие, суд вправе завершить предварительное судебное заседание и открыть судебное заседание в первой инстанции. Министерство культуры и архивного дела в Амурской области извещено надлежащим образом, возражений против рассмотрения дела в отсутствие его представителя не направило. Суд с учетом положений статьи 137 АПК РФ завершил предварительное судебное заседание и перешел к рассмотрению дела по существу.

Дело рассматривается в соответствии со ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей Министерства культуры и архивного дела в Амурской области.

Исследовав материалы дела, судом установлены следующие обстоятельства.

27.11.2009 г. Истец обратился в Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области (далее Министерство) для включения в список российских туристических компаний, уполномоченных осуществлять безвизовый туристический обмен с Китайской Народной Республикой (далее Список). К заявлению на включение в Список прилагались документы в соответствии с п. 3 Приказа Федерального агентства по туризму от 28.11.2007 г. № 128 "О порядке определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года" (далее Приказ).

16.12.2009 г. от Министерства поступил ответ за № 5228-04 от 11.12.2009 г., в котором сообщено, что в связи с тем, что обособленное подразделение в виде дополнительного офиса ООО «МирИнтур» в г. Благовещенске не имеет статуса юридического лица, а головное предприятие зарегистрировано в г. Москве, рабочей группой принято решение рекомендовать туроператору ООО «МирИнтур» направить заявление непосредственно в Федеральное агентство по туризму.

«04» августа 2010 года ООО «МирИнтур» была подана жалоба на действия Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области в Управление федеральной антимонопольной службы по Амурской области.

По результатам рассмотрения жалобы, Управлением федеральной антимонопольной службы по Амурской области 04.10.2010было вынесено решение об отказе в возбуждении дела о нарушениях антимонопольного законодательства ввиду отсутствия таких нарушений в действиях Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области и в действиях Министерства культуры и архивного дела Амурской области.

29.12.2010 Арбитражным судом Амурской области по делу № А04-4481/20 принято решение о признании недействительным отказа Амурского УФАС России 04.10.2010 в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства отношении Министерства ВЭСТПР, а также об обязании рассмотреть заявление ООО «МирИнтур» в соответствии с требованиями закона.

В связи с чем Амурское УФАС России возбудило дело № А-15/19 2011 по признакам нарушения Министерства ВЭСТПР части 1 статьи 15 Закона о зашите конкуренции, выразившихся в отказе ООО «МирИнтур» от внесения указанного юридического лица в Список туристических организаций для работы в рамках; реализации Межправительственного соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, направленного письмом от 11.12.2009 № 5228-04.

По результатам рассмотрения дела было установлено, что, отказывая в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций, орган координации - Министерство ВЭСТПР необоснованно препятствует осуществлению деятельности указанного хозяйствующего субъекта по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Благовещенске, что явилось основанием для принятия Решения от 12 мая 2011 года о признании действий Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области нарушением части 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Не согласившись с указанным решением Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив указанные обстоятельства, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Приказом Федерального агентства по туризму от 28.11.2007 № 128 утвержден Порядок определения туристических организаций, имеющих право на осуществление деятельности в рамках реализации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года.

Согласно пункту 2 Порядка деятельность в рамках реализации Межправительственного соглашения имеют право осуществлять туристические организации, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации, а также включенные в список туристических организаций для работы в рамках реализации Межправительственного соглашения.

Согласно пункту 3 для включения в Список туристических организаций организация ежегодно в срок до 1 января представляет непосредственно в Ростуризм (при отсутствии в субъекте Российской Федерации органа координации по реализации Межправительственного соглашения) или через уполномоченный орган координации субъекта Российской Федерации определенный законом пакет документов. Соглашением о сотрудничестве в области реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках от 29 февраля 2000 года Ростуризм делегировал Министерству ВЭСТПР полномочия органа координации, осуществляющего управление и отвечающего за выполнение Межправительственного соглашения на территории Амурской области.

В соответствии с постановлением Губернатора Амурской с 09.03.2011 № 65, а также пунктом 3.7 Положения о министерстве внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области, утвержденного Постановлением Губернатора Амурской области от 20.12.2008 № 479Министерство ВЭСТПР осуществляет полномочия исполнительного органа государственной власти области в сфере туристской деятельности в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Амурской области.

Таким образом, исходя из буквального толкования указанных норм ООО «МирИнтур» имело право подать установленные Порядком документы через уполномоченный орган координации субъекта Российской Федерации - Министерство внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области.

Данное обстоятельство установлено также вступившим в законную силу решением арбитражного суда Амурской области по делу № А04-4481/20. Согласно ст. 69 ч.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Вместе с тем на заседании рабочей группы 09.12.2009 при рассмотрении заявления ООО «МирИнтур» от 01.12.2009 № 141 за подписью директора Д.Ю. Шестакова, в котором он просит включить ООО «МирИнтур» (обособленное подразделение в виде дополнительного офиса в г. Благовещенск Амурской области) в Список туристических организаций, уполномоченных осуществлять деятельность по реализации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о безвизовых групповых туристических поездках, принято решение рекомендовать головному предприятию ООО «МирИнтур», зарегистрированному в г. Москва направить заявление на включение в Список непосредственно в Ростуризм в связи с тем, что обособленное подразделение в виде дополнительного офиса ООО «МирИнтур» в г. Благовещенске не имеет статуса юридического лица.

Как установлено ответчиком при рассмотрении материалов дела по признакам нарушения закона о конкуренции ООО «МирИнтур» зарегистрировано по адресу: г. Москва, ул. Б. Семеновская, д.40, стр. 4. 17.12.2007 ООО «МирИнтур» поставлено на налоговый учет Межрайонной инспекцией ФНС № 1 по Амурской области по месту нахождения обособленного подразделения, расположенного по адресу: г. Благовещенск, ул. Горького, 112.

ООО «МирИнтур» в лице своего обособленного подразделения в г. Благовещенске заверяет списки туристов выезжающих в КНР в Ростуризме.

Комиссией Амурского УФ АС России были проанализированы представленные ООО «МирИнтур» в лице обособленного подразделения в г. Благовещенске, документы, свидетельствующие, что указанный хозяйствующий субъект, включенный в Список непосредственно Ростуризмом, в 2010 году направлял списки туристов для заверения в указанное Агентство как минимум за 8 дней. В то время как уполномоченные туристические организации, зарегистрированные и осуществляющие свою деятельность в г. Благовещенске, получившие право на осуществление деятельности в рамках Межправительственного соглашения, имеют дополнительное время для формирования туристических групп перед выездом в КНР. Кроме того, для принятия туристов из КНР туристические компании, зарегистрированные и осуществляющие деятельность по реализации Межправительственного соглашения в г. Благовещенске, оформляли подтверждение через орган координации за 1 сутки, в то время как для ООО «МирИнтур» оформление такого подтверждения занимает 8 дней. В связи с указанным туристические компании КНР отказывались работать с ООО «МирИнтур», что подтверждается представленным в материалы дела письмом туристической компании с ограниченной ответственностью по международному туризму «Остров Большой Хэйхэ».

Частью 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции установлен запрет федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации, на принятие актов и (или) осуществление действий (бездействий), приводящих или могущих привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в том числе необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам.

Таким образом, УФАС обоснованно было признано, что, отказывая в приеме заявления ООО «МирИнтур» для включения в Список уполномоченных на реализацию Межправительственного соглашения туристических организаций (письмо Министерства ВЭСТПР от 11.12.2009 № 5228-04), орган координации - Министерство ВЭСТПР необоснованно препятствует осуществлению деятельности указанного хозяйствующего субъекта по месту нахождения его обособленного подразделения в г. Благовещенске.

На основании изложенного, Амурское УФАС России обоснованно и в соответствии с требованиями закона вынесло решение от 12.05.2011 по делу № А-15/19 2011 о признании указанных действий Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Амурской области нарушением частит 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

Доводы заявителя о том, что обособленное подразделение не имеет статуса юридического лица, а также несоответствие оттиска печати требованиям Порядка судом отклонены, так как не нашли своего отражения в основаниях отказа ООО «МирИнтур» включения в списки туроператоров. Кроме того, согласно представленным материалам с заявлением в Министерство обращалось юридическое лицо с печатью и подписью генерального директора общества.

Согласно ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В соответствии со ст. 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков;

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 180, АПК РФ, суд решил:

В удовлетворении заявления Министерства внешнеэкономических связей, труда и потребительского ранка Амурской области (ИНН 2801138727, ОГРН 1082801011370) отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Шестой Арбитражный апелляционный суд (г. Хабаровск), и в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа (г. Хабаровск) при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Амурской области.

Судья <…>

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А04- 3144/2011 от 23.08.2011 г. [format] => [safe_value] => № А04- 3144/2011 от 23.08.2011 г. ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2011 г. Полный текст решения изготовлен 23 августа 2011 г.

[format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения объявлена 16 августа 2011 г. Полный текст решения изготовлен 23 августа 2011 г.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-26 02:52:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-23 02:52:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323230105 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )