Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № А-17/392011 в отношении КУМИ г. Благовещенска

Номер дела: А-17/392011
Дата публикации: 2 сентября 2011, 07:00

23 августа 2011 года                                                                                      г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 01.09.2011)

Комиссия Амурского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства

в присутствии представителей от Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенск. Заявитель – Следственное управление Следственного комитета по Амурской области на заседание не явился; заявления, ходатайства в адрес Амурского УФАС России от заявителя не поступали,

рассмотрев дело № А-17/3912011, возбужденное в отношении Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (далее - КУМИ г. Благовещенска) по признакам нарушения п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, а также нарушении порядка отбора победителя торгов,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно части 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в том числе в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

По требованию Следственного комитета Следственного управления по Амурской области (исх. № 201-40-11 от 20.05.2011) на основании приказа от 29 мая 2011 года № 195 Амурским УФАС России проведена внеплановая документальная проверка деятельности КУМИ г. Благовещенска в сфере размещения заказов для нужд г. Благовещенска при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, объявленного извещением от 10.10.2010. Начальная (максимальная) цена контракта - 23 325 300 (двадцать три миллиона триста двадцать пять тысяч триста) рублей.

Амурским УФАС России по результатам внеплановой (документальной) проверки действий организатора торгов при проведении данного конкурса выявлены признаки нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, а также нарушении порядка отбора победителя торгов.

В соответствии с определением о назначении дела № А-17/41 2011 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению заседание комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению данного дела было назначено на 20.07.2011.

На основании пункта 2 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении заинтересованных лиц по делу, необходимости запроса дополнительных документов и сведений (не представлены документы, запрашиваемые у Следственного управления следственного комитета по Амурской области), в соответствии с определением от 20.07.2011 рассмотрение дела было отложено на 23.08.2011.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России установлено следующее:

10.09.2010 Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска было объявлено о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Начальная (максимальная) цена муниципального заказа  составила 23 325 300 (двадцать три миллиона триста двадцать пять тысяч триста) рублей, общее количество приобретаемых жилых помещений – 20 (двадцать), соответственно по 20-ти лотам.

Извещение о проведении открытого аукциона опубликовано в официальном печатном издании «Официальный Благовещенск» № 37  от 10.09.2010 и размещено на официальном сайте в сети Интернет www.admblag.ru, а также на сайте www.gz.amur.obl.ru.

Начальная (максимальная) цена:

лот № 1, № 2 -858 600 рублей, площадь жилого помещения – не менее 18 кв.м., не более 36 кв.м;

лот № 3 -806 300 рублей, площадь жилого помещения – не менее 19 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 4 -954 000 рублей, площадь жилого помещения – не менее 20 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 5 -1 001 700 рублей, площадь жилого помещения – не менее 21 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 6 -1 049 000  рублей, площадь жилого помещения – не менее 22 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 7 -1 097 100  рублей, площадь жилого помещения – не менее 23 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 8, № 9 -1 144 800  рублей, площадь жилого помещения – не менее 24 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 10, № 11 -1 192 500  рублей, площадь жилого помещения – не менее 25 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 12, № 13 -1 240 200  рублей, площадь жилого помещения – не менее 26 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 14, № 15 -1 287 900  рублей, площадь жилого помещения – не менее 27 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 16, № 17 -1 335 600  рублей, площадь жилого помещения – не менее 28 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 18, № 19 -1 383 300  рублей, площадь жилого помещения – не менее 29 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 20 -1 431 000  рублей, площадь жилого помещения – не менее 30 кв.м., не более 36 кв.м.

Место, дата и время проведения открытого аукциона: г. Благовещенск, ул. Б.Хмельницкого, 8/2, 2 этаж, каб. 4, 14 октября 2010 года в 10 часов 00 минут.

В соответствии с пунктом 5.5 документации об открытом аукционе окончанием срока подачи заявок является 04.10.2010, 09 часов 00 минут.

Извещением и документацией о проведении открытого аукциона установлены характеристики приобретаемого жилья – благоустроенная квартира, (холодная, горячая вода, централизованное отопление, материал стен: кирпич, бетон), пригодная к проживанию, соответствующая санитарным и техническим нормам, с предпродажным ремонтом, свободная от обязательств третьих лиц.

Имеющиеся в документации об аукционе сведения не позволяют определить требования заказчика, предъявляемые к качеству приобретаемого жилья, а именно требования к ремонту в квартире, являющейся предметом государственного контракта, что нарушает требования законодательства о размещении заказов и может служить ограничением круга участников размещения заказа, так как сведения, имеющиеся в извещении и документации не позволяют определить содержание понятия «предпродажный ремонт».

Так, частью 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В материалах, представленных Следственным комитетом Следственного управления Амурской области имеется постановление № 590 от 01.09.2009 мэра города Благовещенска, по которому норма предоставления общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина составляет 30 квадратных метров. Данное постановление принято в целях определения объема финансовых средств для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в соответствии с Методикой, утвержденной Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом, документацией закреплена площадь приобретаемого жилого помещения по каждому лоту: «не менее от 18 до 30 кв.м., не более 36 кв.м.».

Данное положение также может служить ограничением для участия в торгах, так как начальная (максимальная) цена контракта (лота) является в соответствии с положениями документации и извещения единой и составляет в зависимости от лота от 858 600 рублей до 1 431 000  рублей. Таким образом, стоимость 1 кв. м. квартиры общей площадью 18 кв.м. по лоту № 1 будет составлять 47 700  рублей, тогда как в квартире общей площадью 36 кв. м. (допустимой документацией об аукционе) такая стоимость составит всего 23 850   рублей, что на 50 % меньше стоимости квартир с меньшей площадью.

По лоту  № 20 стоимость одного квадратного метра составляет от 47 800 до 39 830 рублей.

При этом, постановлением от 11.03.2010 № 936 и.о. мэра г. Благовещенска утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в размере 47 700 (сорок семь тысяч семьсот) рублей.

В нарушение ч 4. ст. 35 Закона о размещении заказов  пункт 5.1 устанавливает возможность подачи заявки на участие в аукционе только в письменной форме на бумажном носителе, тогда как названной нормой Закона предусмотрено право участников размещения заказа на подачу заявки как в письменно форме, так и в форме электронного документа.

Частью 9 статьи 7 Закона о размещении заказов предусмотрено право заказчика, уполномоченного органа создавать единую комиссию для размещения заказов. При этом, данная комиссия  осуществляет функции, предусмотренные частями 6 - 8 настоящей статьи. На указанную комиссию и ее членов распространяются положения настоящего Федерального закона о конкурсной, об аукционной и о котировочной комиссиях и о членах конкурсной, аукционной и котировочной комиссий.

Так, в соответствии с частью 7 ст. 7 Закона о размещении заказов аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

В нарушение ч. 7 ст. 7 Закона о размещении заказов Единая комиссия муниципального заказчика наделена дополнительными полномочиями, не предусмотренными законодательством о размещении заказов. Пунктом 10 документации об аукционе установлено следующее: «В процессе рассмотрения заявок на участие в аукционе Единая комиссия по размещению муниципальных заказов Комитета по управлению имуществом проводит правовую экспертизу предоставленных документов и осмотр помещения на предмет пригодности к проживанию предлагаемой на продажу квартиры и ее соответствия представленным документам. При необходимости, по письменному запросу Комитета по управлению имуществом города Благовещенска, может быть произведен осмотр помещения Государственной жилищной инспекцией Амурской области с составлением соответствующего заключения».

В соответствии с протоколом № 8/2010 от 08.10.2010 до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в адрес муниципального заказчика поступили заявки от следующих участников размещения заказа:

лот № 3 – одна заявка регистрационный номер заявки 24);

лот № 12 – одна заявка (регистрационный номер заявки 25);

лот № 20 – одна заявка (регистрационный номер заявки 17).

По лотам № 1,2,4,5,6,7,8.9,10,11,13,14,15,16,17,19 не поступило ни одной заявки на участие в аукционе, в связи с чем, аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч. 11 ст. 35, ч. 3  ст. 36 Закона о размещении заказов.

В допуске к участию в аукционе отказано в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов и пп. 4 п. 5.8 положения аукционной документации.

Подпункт 4 пункта 5.8 документации об аукционе содержит перечень копий документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, входящих в состав заявки на участие в аукционе из 5 (пяти) наименований.

Документы, подтверждающие обоснованность и основание отказа в допуске к участию в аукционе названному участнику размещения заказа в материалах проверки отсутствуют.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о размещении заказов протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию  в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе и другие сведения.

В нарушение названной нормы Закона, заявка (регистрационный номер заявки 24) отклонена членами Единой комиссии без обоснования принятого решения и указания положений заявки, несоответствующих документации об аукционе.

Представители КУМИ г. Благовещенска пояснили Комиссии Амурского УФАС России, что не согласны с возбужденным делом по следующим основаниям.

Формирование единой цены контракта в отношении жилых помещений различной площади сложилось в силу требований, предъявляемых к приобретению жилых помещений органами местного самоуправления при исполнении ими государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 10 постановления Губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для лиц из числа детей-сирот, предоставляемые по договорам социального найма, на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях размещения заказа для муниципальных нужд. В соответствии с постановлением мэра города Благовещенска от 12.04.2005 № 977 «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма», норма предоставления общей жилой площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18,0 кв.м. на одного члена семьи.

Согласно п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Таким образом, требуемое к покупке жилье должно быть площадью от 18 до 36 кв.м. цена контракта формируется исходя из нормы предоставления и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья. Поскольку предметом контракта может быть только жилое помещение (с установленным минимальным и максимальным пределом), предусмотреть заказчиком в аукционной документации требование к цене контракта в зависимости от конкретной величины площади жилого помещения (например, путем формирования цены за 1 квадратный метр жилья) не представляется возможным.

Кроме того, представители КУМИ г. Благовещенска сообщили, что регулярно проводимый мониторинг и анализ ситуации рынка жилья указывал, что существующая средняя цена жилого помещения площадью от 18,0 кв.м. до 36 кв.м., соответствует, в некоторых случаях выше цены, установленной аукционной документацией. В связи с чем, оснований в ограничении конкуренции между участниками размещения заказа, путем установления единой начальной (максимальной) цены контракта не имеется.

По вопросу отсутствия требований заказчика, предъявляемых к товару, относящихся к понятию «предпродажного ремонта» квартиры, Комитет сообщает следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 34 федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Статьями 673 Гражданского кодекса РФ, 15 Жилищного кодекса РФ императивно установлено, что объектом договора найма, жилищных прав соответственно, может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома)». При этом требования, которым должно отвечать жилое помещение в смысле его пригодности для проживания, предусмотрены разделом II Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Кроме того, содержание пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ также делает общую ссылку на установленные санитарные и технические правила и нормы, иные требованиям законодательства, которым должно отвечать жилое помещение.

Практикой работы на рынке жилья (в том числе и судебный опыт) было продиктовано для Комитета устанавливать в аукционной документации требования о наличии предпродажного ремонта предлагаемого к покупке жилого помещения (вызвано объективной необходимостью). Так, практика показала, что в большинстве случаев участниками размещения заказа предлагаются жилые помещения на вторичном рынке жилья, осмотр которых в процессе рассмотрения заявок оставляет желать лучшего: предлагались жилые помещения с отсутствием частей отделочных материалов (обоев, краски, штукатурки и.т.д.), с наличием дыр в линолеуме, в плохом состоянии стен в ванной и туалетной комнатах и др.

Поскольку Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ, постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222 не предусмотрено направление выделенных средств, в рамках обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, на ремонт приобретаемых по результатам торгов жилых помещений, следовательно, включение условия о наличии предпродажного ремонта является существенной качественной характеристикой требуемого к покупке жилья. Что также согласуется с бюджетным законодательством, одним из основных принципов которого является эффективность использования бюджетных средств, как достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

По вопросу обоснованности наделения Единой комиссии
муниципального заказчика полномочиями, не предусмотренными ФЗ от
21.07.2005 № 94-ФЗ, Комитет сообщает следующее. В соответствии с распоряжением Комитета от 16.04.2008 № 227 «О создании Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, порядок ее работы, порядок размещения муниципального заказа», создана Единая комиссия по размещению заказов и определен ее состав, а также установлены ее функции в соответствии со ст. 7 федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Кроме того, в целях надлежащей организации размещения муниципального заказа, указанным распоряжением установлен порядок размещения муниципального заказа, что также следует из его названия. В связи с чем, распоряжением предусмотрены функции для некоторых отделов Комитета в отношении размещения муниципального заказа. Таким образом, наделение Единой комиссии полномочиями, не предусмотренными федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, Комитетом не производилось.

В части отказа в допуске к участию в аукционе представители КУМИ г. Благовещенска пояснили Комиссии, что данный участник размещения заказа предлагал к продаже комнату в квартире и в составе заявки отсутствовала справка Управления Росреестра по Амурской области об отсутствии ограничения (обременения) права.

Заслушав доводы ответчика, рассмотрев представленные документы и материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее:

В соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

В соответствии со ст. 449 ГК торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Рассмотрев дело, возбужденное в отношении Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска по признакам нарушения п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в предоставлении участнику торгов преимущественных условий участия в торгах (установление фиксированной, единой начальной (максимальной) цены лота для жилых помещений размером от 18 до 36 кв. м.) Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства установила, что при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, нарушен пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что повлекло создание участникам торгов, предлагающих к продаже жилое помещение наименьшей площадью, допустимой аукционной документацией, преимущественных условий участия в торгах, руководствуясь статьями 23, 39-41, 45, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приняла

РЕШЕНИЕ:

  1. Признать муниципального заказчика – Комитет по управлению имуществом муниципального образования администрации города Благовещенска при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Обратиться в суд с заявлением о признании действий муниципального заказчика (в части отсутствия в аукционной документации характеристик приобретаемого жилья, наделения Единой комиссии заказчика полномочиями, не предусмотренными законодательством о размещении  заказов, установления фиксированной, единой начальной (максимальной) цены лота для жилых помещений различной общей площадью) и Единой комиссии (необоснованный отказ в допуске к участию в торгах) недействительными.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

stdClass Object ( [vid] => 9001 [uid] => 5 [title] => Решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства № А-17/392011 в отношении КУМИ г. Благовещенска [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9001 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323236984 [changed] => 1370524432 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524432 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

23 августа 2011 года                                                                                      г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 01.09.2011)

Комиссия Амурского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства

в присутствии представителей от Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенск. Заявитель – Следственное управление Следственного комитета по Амурской области на заседание не явился; заявления, ходатайства в адрес Амурского УФАС России от заявителя не поступали,

рассмотрев дело № А-17/3912011, возбужденное в отношении Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (далее - КУМИ г. Благовещенска) по признакам нарушения п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, а также нарушении порядка отбора победителя торгов,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно части 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в том числе в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

По требованию Следственного комитета Следственного управления по Амурской области (исх. № 201-40-11 от 20.05.2011) на основании приказа от 29 мая 2011 года № 195 Амурским УФАС России проведена внеплановая документальная проверка деятельности КУМИ г. Благовещенска в сфере размещения заказов для нужд г. Благовещенска при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, объявленного извещением от 10.10.2010. Начальная (максимальная) цена контракта - 23 325 300 (двадцать три миллиона триста двадцать пять тысяч триста) рублей.

Амурским УФАС России по результатам внеплановой (документальной) проверки действий организатора торгов при проведении данного конкурса выявлены признаки нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, а также нарушении порядка отбора победителя торгов.

В соответствии с определением о назначении дела № А-17/41 2011 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению заседание комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению данного дела было назначено на 20.07.2011.

На основании пункта 2 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении заинтересованных лиц по делу, необходимости запроса дополнительных документов и сведений (не представлены документы, запрашиваемые у Следственного управления следственного комитета по Амурской области), в соответствии с определением от 20.07.2011 рассмотрение дела было отложено на 23.08.2011.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России установлено следующее:

10.09.2010 Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска было объявлено о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Начальная (максимальная) цена муниципального заказа  составила 23 325 300 (двадцать три миллиона триста двадцать пять тысяч триста) рублей, общее количество приобретаемых жилых помещений – 20 (двадцать), соответственно по 20-ти лотам.

Извещение о проведении открытого аукциона опубликовано в официальном печатном издании «Официальный Благовещенск» № 37  от 10.09.2010 и размещено на официальном сайте в сети Интернет www.admblag.ru, а также на сайте www.gz.amur.obl.ru.

Начальная (максимальная) цена:

лот № 1, № 2 -858 600 рублей, площадь жилого помещения – не менее 18 кв.м., не более 36 кв.м;

лот № 3 -806 300 рублей, площадь жилого помещения – не менее 19 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 4 -954 000 рублей, площадь жилого помещения – не менее 20 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 5 -1 001 700 рублей, площадь жилого помещения – не менее 21 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 6 -1 049 000  рублей, площадь жилого помещения – не менее 22 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 7 -1 097 100  рублей, площадь жилого помещения – не менее 23 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 8, № 9 -1 144 800  рублей, площадь жилого помещения – не менее 24 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 10, № 11 -1 192 500  рублей, площадь жилого помещения – не менее 25 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 12, № 13 -1 240 200  рублей, площадь жилого помещения – не менее 26 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 14, № 15 -1 287 900  рублей, площадь жилого помещения – не менее 27 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 16, № 17 -1 335 600  рублей, площадь жилого помещения – не менее 28 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 18, № 19 -1 383 300  рублей, площадь жилого помещения – не менее 29 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 20 -1 431 000  рублей, площадь жилого помещения – не менее 30 кв.м., не более 36 кв.м.

Место, дата и время проведения открытого аукциона: г. Благовещенск, ул. Б.Хмельницкого, 8/2, 2 этаж, каб. 4, 14 октября 2010 года в 10 часов 00 минут.

В соответствии с пунктом 5.5 документации об открытом аукционе окончанием срока подачи заявок является 04.10.2010, 09 часов 00 минут.

Извещением и документацией о проведении открытого аукциона установлены характеристики приобретаемого жилья – благоустроенная квартира, (холодная, горячая вода, централизованное отопление, материал стен: кирпич, бетон), пригодная к проживанию, соответствующая санитарным и техническим нормам, с предпродажным ремонтом, свободная от обязательств третьих лиц.

Имеющиеся в документации об аукционе сведения не позволяют определить требования заказчика, предъявляемые к качеству приобретаемого жилья, а именно требования к ремонту в квартире, являющейся предметом государственного контракта, что нарушает требования законодательства о размещении заказов и может служить ограничением круга участников размещения заказа, так как сведения, имеющиеся в извещении и документации не позволяют определить содержание понятия «предпродажный ремонт».

Так, частью 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В материалах, представленных Следственным комитетом Следственного управления Амурской области имеется постановление № 590 от 01.09.2009 мэра города Благовещенска, по которому норма предоставления общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина составляет 30 квадратных метров. Данное постановление принято в целях определения объема финансовых средств для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в соответствии с Методикой, утвержденной Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом, документацией закреплена площадь приобретаемого жилого помещения по каждому лоту: «не менее от 18 до 30 кв.м., не более 36 кв.м.».

Данное положение также может служить ограничением для участия в торгах, так как начальная (максимальная) цена контракта (лота) является в соответствии с положениями документации и извещения единой и составляет в зависимости от лота от 858 600 рублей до 1 431 000  рублей. Таким образом, стоимость 1 кв. м. квартиры общей площадью 18 кв.м. по лоту № 1 будет составлять 47 700  рублей, тогда как в квартире общей площадью 36 кв. м. (допустимой документацией об аукционе) такая стоимость составит всего 23 850   рублей, что на 50 % меньше стоимости квартир с меньшей площадью.

По лоту  № 20 стоимость одного квадратного метра составляет от 47 800 до 39 830 рублей.

При этом, постановлением от 11.03.2010 № 936 и.о. мэра г. Благовещенска утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в размере 47 700 (сорок семь тысяч семьсот) рублей.

В нарушение ч 4. ст. 35 Закона о размещении заказов  пункт 5.1 устанавливает возможность подачи заявки на участие в аукционе только в письменной форме на бумажном носителе, тогда как названной нормой Закона предусмотрено право участников размещения заказа на подачу заявки как в письменно форме, так и в форме электронного документа.

Частью 9 статьи 7 Закона о размещении заказов предусмотрено право заказчика, уполномоченного органа создавать единую комиссию для размещения заказов. При этом, данная комиссия  осуществляет функции, предусмотренные частями 6 - 8 настоящей статьи. На указанную комиссию и ее членов распространяются положения настоящего Федерального закона о конкурсной, об аукционной и о котировочной комиссиях и о членах конкурсной, аукционной и котировочной комиссий.

Так, в соответствии с частью 7 ст. 7 Закона о размещении заказов аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

В нарушение ч. 7 ст. 7 Закона о размещении заказов Единая комиссия муниципального заказчика наделена дополнительными полномочиями, не предусмотренными законодательством о размещении заказов. Пунктом 10 документации об аукционе установлено следующее: «В процессе рассмотрения заявок на участие в аукционе Единая комиссия по размещению муниципальных заказов Комитета по управлению имуществом проводит правовую экспертизу предоставленных документов и осмотр помещения на предмет пригодности к проживанию предлагаемой на продажу квартиры и ее соответствия представленным документам. При необходимости, по письменному запросу Комитета по управлению имуществом города Благовещенска, может быть произведен осмотр помещения Государственной жилищной инспекцией Амурской области с составлением соответствующего заключения».

В соответствии с протоколом № 8/2010 от 08.10.2010 до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в адрес муниципального заказчика поступили заявки от следующих участников размещения заказа:

лот № 3 – одна заявка регистрационный номер заявки 24);

лот № 12 – одна заявка (регистрационный номер заявки 25);

лот № 20 – одна заявка (регистрационный номер заявки 17).

По лотам № 1,2,4,5,6,7,8.9,10,11,13,14,15,16,17,19 не поступило ни одной заявки на участие в аукционе, в связи с чем, аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч. 11 ст. 35, ч. 3  ст. 36 Закона о размещении заказов.

В допуске к участию в аукционе отказано в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов и пп. 4 п. 5.8 положения аукционной документации.

Подпункт 4 пункта 5.8 документации об аукционе содержит перечень копий документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, входящих в состав заявки на участие в аукционе из 5 (пяти) наименований.

Документы, подтверждающие обоснованность и основание отказа в допуске к участию в аукционе названному участнику размещения заказа в материалах проверки отсутствуют.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о размещении заказов протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию  в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе и другие сведения.

В нарушение названной нормы Закона, заявка (регистрационный номер заявки 24) отклонена членами Единой комиссии без обоснования принятого решения и указания положений заявки, несоответствующих документации об аукционе.

Представители КУМИ г. Благовещенска пояснили Комиссии Амурского УФАС России, что не согласны с возбужденным делом по следующим основаниям.

Формирование единой цены контракта в отношении жилых помещений различной площади сложилось в силу требований, предъявляемых к приобретению жилых помещений органами местного самоуправления при исполнении ими государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 10 постановления Губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для лиц из числа детей-сирот, предоставляемые по договорам социального найма, на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях размещения заказа для муниципальных нужд. В соответствии с постановлением мэра города Благовещенска от 12.04.2005 № 977 «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма», норма предоставления общей жилой площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18,0 кв.м. на одного члена семьи.

Согласно п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Таким образом, требуемое к покупке жилье должно быть площадью от 18 до 36 кв.м. цена контракта формируется исходя из нормы предоставления и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья. Поскольку предметом контракта может быть только жилое помещение (с установленным минимальным и максимальным пределом), предусмотреть заказчиком в аукционной документации требование к цене контракта в зависимости от конкретной величины площади жилого помещения (например, путем формирования цены за 1 квадратный метр жилья) не представляется возможным.

Кроме того, представители КУМИ г. Благовещенска сообщили, что регулярно проводимый мониторинг и анализ ситуации рынка жилья указывал, что существующая средняя цена жилого помещения площадью от 18,0 кв.м. до 36 кв.м., соответствует, в некоторых случаях выше цены, установленной аукционной документацией. В связи с чем, оснований в ограничении конкуренции между участниками размещения заказа, путем установления единой начальной (максимальной) цены контракта не имеется.

По вопросу отсутствия требований заказчика, предъявляемых к товару, относящихся к понятию «предпродажного ремонта» квартиры, Комитет сообщает следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 34 федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Статьями 673 Гражданского кодекса РФ, 15 Жилищного кодекса РФ императивно установлено, что объектом договора найма, жилищных прав соответственно, может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома)». При этом требования, которым должно отвечать жилое помещение в смысле его пригодности для проживания, предусмотрены разделом II Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Кроме того, содержание пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ также делает общую ссылку на установленные санитарные и технические правила и нормы, иные требованиям законодательства, которым должно отвечать жилое помещение.

Практикой работы на рынке жилья (в том числе и судебный опыт) было продиктовано для Комитета устанавливать в аукционной документации требования о наличии предпродажного ремонта предлагаемого к покупке жилого помещения (вызвано объективной необходимостью). Так, практика показала, что в большинстве случаев участниками размещения заказа предлагаются жилые помещения на вторичном рынке жилья, осмотр которых в процессе рассмотрения заявок оставляет желать лучшего: предлагались жилые помещения с отсутствием частей отделочных материалов (обоев, краски, штукатурки и.т.д.), с наличием дыр в линолеуме, в плохом состоянии стен в ванной и туалетной комнатах и др.

Поскольку Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ, постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222 не предусмотрено направление выделенных средств, в рамках обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, на ремонт приобретаемых по результатам торгов жилых помещений, следовательно, включение условия о наличии предпродажного ремонта является существенной качественной характеристикой требуемого к покупке жилья. Что также согласуется с бюджетным законодательством, одним из основных принципов которого является эффективность использования бюджетных средств, как достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

По вопросу обоснованности наделения Единой комиссии
муниципального заказчика полномочиями, не предусмотренными ФЗ от
21.07.2005 № 94-ФЗ, Комитет сообщает следующее. В соответствии с распоряжением Комитета от 16.04.2008 № 227 «О создании Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, порядок ее работы, порядок размещения муниципального заказа», создана Единая комиссия по размещению заказов и определен ее состав, а также установлены ее функции в соответствии со ст. 7 федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Кроме того, в целях надлежащей организации размещения муниципального заказа, указанным распоряжением установлен порядок размещения муниципального заказа, что также следует из его названия. В связи с чем, распоряжением предусмотрены функции для некоторых отделов Комитета в отношении размещения муниципального заказа. Таким образом, наделение Единой комиссии полномочиями, не предусмотренными федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, Комитетом не производилось.

В части отказа в допуске к участию в аукционе представители КУМИ г. Благовещенска пояснили Комиссии, что данный участник размещения заказа предлагал к продаже комнату в квартире и в составе заявки отсутствовала справка Управления Росреестра по Амурской области об отсутствии ограничения (обременения) права.

Заслушав доводы ответчика, рассмотрев представленные документы и материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее:

В соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

В соответствии со ст. 449 ГК торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Рассмотрев дело, возбужденное в отношении Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска по признакам нарушения п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в предоставлении участнику торгов преимущественных условий участия в торгах (установление фиксированной, единой начальной (максимальной) цены лота для жилых помещений размером от 18 до 36 кв. м.) Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства установила, что при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, нарушен пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что повлекло создание участникам торгов, предлагающих к продаже жилое помещение наименьшей площадью, допустимой аукционной документацией, преимущественных условий участия в торгах, руководствуясь статьями 23, 39-41, 45, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приняла

РЕШЕНИЕ:

  1. Признать муниципального заказчика – Комитет по управлению имуществом муниципального образования администрации города Благовещенска при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Обратиться в суд с заявлением о признании действий муниципального заказчика (в части отсутствия в аукционной документации характеристик приобретаемого жилья, наделения Единой комиссии заказчика полномочиями, не предусмотренными законодательством о размещении  заказов, установления фиксированной, единой начальной (максимальной) цены лота для жилых помещений различной общей площадью) и Единой комиссии (необоснованный отказ в допуске к участию в торгах) недействительными.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

23 августа 2011 года                                                                                      г. Благовещенск

(решение в полном объеме изготовлено 01.09.2011)

Комиссия Амурского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства

в присутствии представителей от Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенск. Заявитель – Следственное управление Следственного комитета по Амурской области на заседание не явился; заявления, ходатайства в адрес Амурского УФАС России от заявителя не поступали,

рассмотрев дело № А-17/3912011, возбужденное в отношении Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска (далее - КУМИ г. Благовещенска) по признакам нарушения п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ «О защите конкуренции»), выразившегося в создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, а также нарушении порядка отбора победителя торгов,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

Согласно части 3 ст. 17.1 Закона о защите конкуренции в порядке, предусмотренном частью 1 настоящей статьи осуществляется заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования, в том числе в отношении государственного или муниципального недвижимого имущества, которое принадлежит на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

По требованию Следственного комитета Следственного управления по Амурской области (исх. № 201-40-11 от 20.05.2011) на основании приказа от 29 мая 2011 года № 195 Амурским УФАС России проведена внеплановая документальная проверка деятельности КУМИ г. Благовещенска в сфере размещения заказов для нужд г. Благовещенска при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, объявленного извещением от 10.10.2010. Начальная (максимальная) цена контракта - 23 325 300 (двадцать три миллиона триста двадцать пять тысяч триста) рублей.

Амурским УФАС России по результатам внеплановой (документальной) проверки действий организатора торгов при проведении данного конкурса выявлены признаки нарушения пунктов 2 и 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившиеся в создании участнику торгов преимущественных условий участия в торгах, а также нарушении порядка отбора победителя торгов.

В соответствии с определением о назначении дела № А-17/41 2011 о нарушении антимонопольного законодательства к рассмотрению заседание комиссии Амурского УФАС России по рассмотрению данного дела было назначено на 20.07.2011.

На основании пункта 2 части 1 статьи 47 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в связи с отсутствием сведений о надлежащем извещении заинтересованных лиц по делу, необходимости запроса дополнительных документов и сведений (не представлены документы, запрашиваемые у Следственного управления следственного комитета по Амурской области), в соответствии с определением от 20.07.2011 рассмотрение дела было отложено на 23.08.2011.

На заседании Комиссии Амурского УФАС России установлено следующее:

10.09.2010 Комитетом по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска было объявлено о проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Начальная (максимальная) цена муниципального заказа  составила 23 325 300 (двадцать три миллиона триста двадцать пять тысяч триста) рублей, общее количество приобретаемых жилых помещений – 20 (двадцать), соответственно по 20-ти лотам.

Извещение о проведении открытого аукциона опубликовано в официальном печатном издании «Официальный Благовещенск» № 37  от 10.09.2010 и размещено на официальном сайте в сети Интернет www.admblag.ru, а также на сайте www.gz.amur.obl.ru.

Начальная (максимальная) цена:

лот № 1, № 2 -858 600 рублей, площадь жилого помещения – не менее 18 кв.м., не более 36 кв.м;

лот № 3 -806 300 рублей, площадь жилого помещения – не менее 19 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 4 -954 000 рублей, площадь жилого помещения – не менее 20 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 5 -1 001 700 рублей, площадь жилого помещения – не менее 21 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 6 -1 049 000  рублей, площадь жилого помещения – не менее 22 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 7 -1 097 100  рублей, площадь жилого помещения – не менее 23 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 8, № 9 -1 144 800  рублей, площадь жилого помещения – не менее 24 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 10, № 11 -1 192 500  рублей, площадь жилого помещения – не менее 25 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 12, № 13 -1 240 200  рублей, площадь жилого помещения – не менее 26 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 14, № 15 -1 287 900  рублей, площадь жилого помещения – не менее 27 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 16, № 17 -1 335 600  рублей, площадь жилого помещения – не менее 28 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 18, № 19 -1 383 300  рублей, площадь жилого помещения – не менее 29 кв.м., не более 36 кв.м.;

лот № 20 -1 431 000  рублей, площадь жилого помещения – не менее 30 кв.м., не более 36 кв.м.

Место, дата и время проведения открытого аукциона: г. Благовещенск, ул. Б.Хмельницкого, 8/2, 2 этаж, каб. 4, 14 октября 2010 года в 10 часов 00 минут.

В соответствии с пунктом 5.5 документации об открытом аукционе окончанием срока подачи заявок является 04.10.2010, 09 часов 00 минут.

Извещением и документацией о проведении открытого аукциона установлены характеристики приобретаемого жилья – благоустроенная квартира, (холодная, горячая вода, централизованное отопление, материал стен: кирпич, бетон), пригодная к проживанию, соответствующая санитарным и техническим нормам, с предпродажным ремонтом, свободная от обязательств третьих лиц.

Имеющиеся в документации об аукционе сведения не позволяют определить требования заказчика, предъявляемые к качеству приобретаемого жилья, а именно требования к ремонту в квартире, являющейся предметом государственного контракта, что нарушает требования законодательства о размещении заказов и может служить ограничением круга участников размещения заказа, так как сведения, имеющиеся в извещении и документации не позволяют определить содержание понятия «предпродажный ремонт».

Так, частью 2 статьи 34 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 17.07.2009) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

В материалах, представленных Следственным комитетом Следственного управления Амурской области имеется постановление № 590 от 01.09.2009 мэра города Благовещенска, по которому норма предоставления общей площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина составляет 30 квадратных метров. Данное постановление принято в целях определения объема финансовых средств для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями в соответствии с Методикой, утвержденной Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

При этом, документацией закреплена площадь приобретаемого жилого помещения по каждому лоту: «не менее от 18 до 30 кв.м., не более 36 кв.м.».

Данное положение также может служить ограничением для участия в торгах, так как начальная (максимальная) цена контракта (лота) является в соответствии с положениями документации и извещения единой и составляет в зависимости от лота от 858 600 рублей до 1 431 000  рублей. Таким образом, стоимость 1 кв. м. квартиры общей площадью 18 кв.м. по лоту № 1 будет составлять 47 700  рублей, тогда как в квартире общей площадью 36 кв. м. (допустимой документацией об аукционе) такая стоимость составит всего 23 850   рублей, что на 50 % меньше стоимости квартир с меньшей площадью.

По лоту  № 20 стоимость одного квадратного метра составляет от 47 800 до 39 830 рублей.

При этом, постановлением от 11.03.2010 № 936 и.о. мэра г. Благовещенска утверждена средняя рыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья в размере 47 700 (сорок семь тысяч семьсот) рублей.

В нарушение ч 4. ст. 35 Закона о размещении заказов  пункт 5.1 устанавливает возможность подачи заявки на участие в аукционе только в письменной форме на бумажном носителе, тогда как названной нормой Закона предусмотрено право участников размещения заказа на подачу заявки как в письменно форме, так и в форме электронного документа.

Частью 9 статьи 7 Закона о размещении заказов предусмотрено право заказчика, уполномоченного органа создавать единую комиссию для размещения заказов. При этом, данная комиссия  осуществляет функции, предусмотренные частями 6 - 8 настоящей статьи. На указанную комиссию и ее членов распространяются положения настоящего Федерального закона о конкурсной, об аукционной и о котировочной комиссиях и о членах конкурсной, аукционной и котировочной комиссий.

Так, в соответствии с частью 7 ст. 7 Закона о размещении заказов аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, ведение протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе.

В нарушение ч. 7 ст. 7 Закона о размещении заказов Единая комиссия муниципального заказчика наделена дополнительными полномочиями, не предусмотренными законодательством о размещении заказов. Пунктом 10 документации об аукционе установлено следующее: «В процессе рассмотрения заявок на участие в аукционе Единая комиссия по размещению муниципальных заказов Комитета по управлению имуществом проводит правовую экспертизу предоставленных документов и осмотр помещения на предмет пригодности к проживанию предлагаемой на продажу квартиры и ее соответствия представленным документам. При необходимости, по письменному запросу Комитета по управлению имуществом города Благовещенска, может быть произведен осмотр помещения Государственной жилищной инспекцией Амурской области с составлением соответствующего заключения».

В соответствии с протоколом № 8/2010 от 08.10.2010 до окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в адрес муниципального заказчика поступили заявки от следующих участников размещения заказа:

лот № 3 – одна заявка регистрационный номер заявки 24);

лот № 12 – одна заявка (регистрационный номер заявки 25);

лот № 20 – одна заявка (регистрационный номер заявки 17).

По лотам № 1,2,4,5,6,7,8.9,10,11,13,14,15,16,17,19 не поступило ни одной заявки на участие в аукционе, в связи с чем, аукцион признан несостоявшимся в соответствии с ч. 11 ст. 35, ч. 3  ст. 36 Закона о размещении заказов.

В допуске к участию в аукционе отказано в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о размещении заказов и пп. 4 п. 5.8 положения аукционной документации.

Подпункт 4 пункта 5.8 документации об аукционе содержит перечень копий документов, подтверждающих соответствие товара, работ, услуг требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, входящих в состав заявки на участие в аукционе из 5 (пяти) наименований.

Документы, подтверждающие обоснованность и основание отказа в допуске к участию в аукционе названному участнику размещения заказа в материалах проверки отсутствуют.

В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о размещении заказов протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе должен содержать сведения об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в аукционе, решение о допуске участника размещения заказа к участию в аукционе и признании его участником аукциона или об отказе в допуске участника размещения заказа к участию  в аукционе с обоснованием такого решения и с указанием положений настоящего Федерального закона, которым не соответствует участник размещения заказа, положений документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в аукционе этого участника размещения заказа, положений такой заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям документации об аукционе и другие сведения.

В нарушение названной нормы Закона, заявка (регистрационный номер заявки 24) отклонена членами Единой комиссии без обоснования принятого решения и указания положений заявки, несоответствующих документации об аукционе.

Представители КУМИ г. Благовещенска пояснили Комиссии Амурского УФАС России, что не согласны с возбужденным делом по следующим основаниям.

Формирование единой цены контракта в отношении жилых помещений различной площади сложилось в силу требований, предъявляемых к приобретению жилых помещений органами местного самоуправления при исполнении ими государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с п. 10 постановления Губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222, органы местного самоуправления приобретают жилые помещения для лиц из числа детей-сирот, предоставляемые по договорам социального найма, на первичном или вторичном рынке у физических и юридических лиц на условиях размещения заказа для муниципальных нужд. В соответствии с постановлением мэра города Благовещенска от 12.04.2005 № 977 «О норме предоставления жилого помещения по договору социального найма», норма предоставления общей жилой площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 18,0 кв.м. на одного члена семьи.

Согласно п. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ жилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза. Таким образом, требуемое к покупке жилье должно быть площадью от 18 до 36 кв.м. цена контракта формируется исходя из нормы предоставления и средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья. Поскольку предметом контракта может быть только жилое помещение (с установленным минимальным и максимальным пределом), предусмотреть заказчиком в аукционной документации требование к цене контракта в зависимости от конкретной величины площади жилого помещения (например, путем формирования цены за 1 квадратный метр жилья) не представляется возможным.

Кроме того, представители КУМИ г. Благовещенска сообщили, что регулярно проводимый мониторинг и анализ ситуации рынка жилья указывал, что существующая средняя цена жилого помещения площадью от 18,0 кв.м. до 36 кв.м., соответствует, в некоторых случаях выше цены, установленной аукционной документацией. В связи с чем, оснований в ограничении конкуренции между участниками размещения заказа, путем установления единой начальной (максимальной) цены контракта не имеется.

По вопросу отсутствия требований заказчика, предъявляемых к товару, относящихся к понятию «предпродажного ремонта» квартиры, Комитет сообщает следующее. В соответствии с пунктом 2 статьи 34 федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» документация об аукционе должна содержать требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Статьями 673 Гражданского кодекса РФ, 15 Жилищного кодекса РФ императивно установлено, что объектом договора найма, жилищных прав соответственно, может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома)». При этом требования, которым должно отвечать жилое помещение в смысле его пригодности для проживания, предусмотрены разделом II Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Кроме того, содержание пункта 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ также делает общую ссылку на установленные санитарные и технические правила и нормы, иные требованиям законодательства, которым должно отвечать жилое помещение.

Практикой работы на рынке жилья (в том числе и судебный опыт) было продиктовано для Комитета устанавливать в аукционной документации требования о наличии предпродажного ремонта предлагаемого к покупке жилого помещения (вызвано объективной необходимостью). Так, практика показала, что в большинстве случаев участниками размещения заказа предлагаются жилые помещения на вторичном рынке жилья, осмотр которых в процессе рассмотрения заявок оставляет желать лучшего: предлагались жилые помещения с отсутствием частей отделочных материалов (обоев, краски, штукатурки и.т.д.), с наличием дыр в линолеуме, в плохом состоянии стен в ванной и туалетной комнатах и др.

Поскольку Законом Амурской области от 11.04.2005 № 472-ОЗ, постановлением Губернатора Амурской области от 04.05.2009 № 222 не предусмотрено направление выделенных средств, в рамках обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот, на ремонт приобретаемых по результатам торгов жилых помещений, следовательно, включение условия о наличии предпродажного ремонта является существенной качественной характеристикой требуемого к покупке жилья. Что также согласуется с бюджетным законодательством, одним из основных принципов которого является эффективность использования бюджетных средств, как достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

По вопросу обоснованности наделения Единой комиссии
муниципального заказчика полномочиями, не предусмотренными ФЗ от
21.07.2005 № 94-ФЗ, Комитет сообщает следующее. В соответствии с распоряжением Комитета от 16.04.2008 № 227 «О создании Единой комиссии по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, порядок ее работы, порядок размещения муниципального заказа», создана Единая комиссия по размещению заказов и определен ее состав, а также установлены ее функции в соответствии со ст. 7 федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Кроме того, в целях надлежащей организации размещения муниципального заказа, указанным распоряжением установлен порядок размещения муниципального заказа, что также следует из его названия. В связи с чем, распоряжением предусмотрены функции для некоторых отделов Комитета в отношении размещения муниципального заказа. Таким образом, наделение Единой комиссии полномочиями, не предусмотренными федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ, Комитетом не производилось.

В части отказа в допуске к участию в аукционе представители КУМИ г. Благовещенска пояснили Комиссии, что данный участник размещения заказа предлагал к продаже комнату в квартире и в составе заявки отсутствовала справка Управления Росреестра по Амурской области об отсутствии ограничения (обременения) права.

Заслушав доводы ответчика, рассмотрев представленные документы и материалы дела, Комиссия Амурского УФАС России установила следующее:

В соответствии с ч. 4 ст. 17 ФЗ «О защите конкуренции» нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.

В соответствии со ст. 449 ГК торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

Рассмотрев дело, возбужденное в отношении Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенска по признакам нарушения п. 2 и п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившимся в предоставлении участнику торгов преимущественных условий участия в торгах (установление фиксированной, единой начальной (максимальной) цены лота для жилых помещений размером от 18 до 36 кв. м.) Комиссия Амурского УФАС России по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства установила, что при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, нарушен пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», что повлекло создание участникам торгов, предлагающих к продаже жилое помещение наименьшей площадью, допустимой аукционной документацией, преимущественных условий участия в торгах, руководствуясь статьями 23, 39-41, 45, 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», приняла

РЕШЕНИЕ:

  1. Признать муниципального заказчика – Комитет по управлению имуществом муниципального образования администрации города Благовещенска при проведении открытого аукциона на право заключения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
  2. Обратиться в суд с заявлением о признании действий муниципального заказчика (в части отсутствия в аукционной документации характеристик приобретаемого жилья, наделения Единой комиссии заказчика полномочиями, не предусмотренными законодательством о размещении  заказов, установления фиксированной, единой начальной (максимальной) цены лота для жилых помещений различной общей площадью) и Единой комиссии (необоснованный отказ в допуске к участию в торгах) недействительными.

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => №02-3568 от 02.09.2011 [format] => [safe_value] => №02-3568 от 02.09.2011 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => А-17/392011 [format] => [safe_value] => А-17/392011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Комиссия Амурского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в присутствии представителей от Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенск. Заявитель – Следственное управление Следственного комитета по Амурской области на заседание не явился

[format] => full_html [safe_value] =>

Комиссия Амурского УФАС России по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства в присутствии представителей от Комитета по управлению имуществом муниципального образования города Благовещенск. Заявитель – Следственное управление Следственного комитета по Амурской области на заседание не явился

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-09-01 20:00:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-08-31 20:00:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323236984 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )