Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда по делу № 06АП-6412/2010

Сфера деятельности: Контроль органов власти
Номер дела: № 06АП-6412/2010 08.02.2011 г.
Дата публикации: 2 марта 2011, 16:35

Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 06АП-6412/2010

08 февраля 2011 года г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2011 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего <…..>

судей <…..>, <…..>

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания <…..>

при участии в заседании в г. Хабаровске:

от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи: представитель <…..>;

при участии в заседании в г. Благовещенске:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: представитель <…..>;

от общества с ограниченной ответственностью «Компания Новые Технологии: представитель не явился

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Зея на решение от 15 ноября 2010 года по делу № А04-3416/2010 Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Лодяной Л.Л. по заявлению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 17.05.2010 по делу № А-16/33 2010

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Компания Новые Технологии»

УСТАНОВИЛ:

Управление архитектуры и градостроительства администрации города Зеи (далее – УАиГ администрации города Зеи) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурский УФАС России, антимонопольный орган) от 17.05.2010 по делу №А-16/33 2010.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Компания Новые Технологии» (далее – ООО «Компания Новые Технологии»).

Решением суда от 15.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, УАиГ администрации города Зеи обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства дела.

В судебном заседании заявитель настаивал на доводах заявленной жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

ООО «Компания Новые Технолгии», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовало.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Амурским УФАС России по поручению Федеральной антимонопольной службы в период с 15.12.2009 по 25.01.2010 проведена документарная проверка, в ходе которой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи.

В ходе производства по делу установлено, что постановление администрации города Зеи Амурской области от 26.08.2009 № 962 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 10.07.2009 № 826 и принятии решения о заключении с единственным поставщиком муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водовода от водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины», а также муниципальный контракт, от 26.08.2010 № 14, заключенный УАиГ администрации города Зеи с единственным поставщиком ООО «Компания Новые Технологии» противоречат требованиям статьи 10 и пункту 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), поскольку сложившаяся ситуация, по мнению антимонопольного органа, не относится к чрезвычайной, вызванной непреодолимой силой, и размещение муниципального контракта должно было быть произведено с проведением торгов.

Решением от 17.05.2010 № 02-2307 действия УАиГ администрации города Зеи признаны нарушающими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управлению решено выдать предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Не согласившись с данным решением, УАиГ администрации города Зеи обратилось в суд с требованием о признании его недействительным, ссылаясь на то, что заключение контракта было вызвано исключительно под воздействием угрозы разрушения водовода – единственного источника воды в городе Зея.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заявителем причин размыва основания водовода и наступления чрезвычайной ситуации в городе Зея, несоответствии объема и сроков выполнения работ по контракту характеру устранения чрезвычайной ситуации.

Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

В соответствии со статьями 1, 5, 9, 10 Закона о размещении заказов размещение заказов для оказания государственных и муниципальных нужд производится путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции

указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Как следует из материалов дела, в связи с необходимостью проведения ремонтных работ на городском водоводе администрацией города Зеи Амурской области вынесено постановление от 10.07.2009 № 826 «О принятии решения о заключении долгосрочного муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водовода от водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины», УАиГ администрации города Зеи 29.05.2009 было объявлено о проведении открытого аукциона на выполнение таких работ.

Работы, являющиеся предметом контракта, производятся в соответствии с проектом «Водовод от водохранилища до фильтровальной станции. Ремонт на участке 400 м от плотины» и включают в себя: - восстановление водовода (трубопроводов диаметром 325 мм и 1020 мм) системы водоснабжения г. Зея, поврежденного в период паводка 2007 года на участке, расположенном на расстоянии 400 м от плотины Зейской ГЭС; -сооружение инженерной защиты водовода, исключающей его повреждение при работе филиала ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» в режимах, предусмотренных проектными параметрами. Срок действия контракта установлен – до 30.06.2010.

03.08.2009 заявки на участие в аукционе были рассмотрены, однако протокол рассмотрения заявок 12.08.2009 отменен Амурским УФАС России, в аукционную документацию внесены изменения, срок подачи заявок продлен до 07.09.2009, проведение аукциона назначено на 14.09.2009.

Одновременно, в указанный период, состояние водовода ухудшилось:

под ним образовался провал диаметром 35 м. и глубиной 12 м., труба диаметром 1080 деформировалась и из-за отсутствия опоры провисла, в месте сгиба образовалась течь, которая продолжала вымывать грунт, что создавало угрозу обрушения водовода.

В связи с этим Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Зея 25.08.2009 было принято решение о введении на территории города режима «угроза чрезвычайной ситуации» с 18-00 часов 25.08.2009, УАиГ администрации города Зея рекомендовано обеспечить размещение заказа у единственного поставщика в соответствии с требованиями статьи 55 Закона о размещении заказов.

Администрацией города Зея Амурской области вынесено постановление от 26.08.2009 № 962 о внесении соответствующих изменений в постановление от 10.07.2009 № 826 и 26.08.2009 УАиГ администрации города Зея заключен муниципальный контракт № 14 с ООО «Компания Новые Технологии» на ремонт водовода.

Предметом контракта явилось: работы в соответствии с проектом «Водовод от водохранилища до фильтровальной станции. Ремонт на участке 400 м от плотины», которые включают в себя: - работы, связанные с ликвидацией аварии на городском водоводе, согласно обследования от 24 августа 2009 года; - восстановление водовода (трубопроводов диаметром 325 мм и 1020 мм) системы водоснабжения г. Зея, поврежденного в период паводка 2007 года на участке, расположенном на расстоянии 400 м. от плотины Зейской ГЭС; - сооружение инженерной защиты водовода, исключающей его повреждение при работе филиала ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» в режимах, предусмотренных проектными параметрами.

Срок контракта установлен до сентября 2010 года.

Между тем, заключение муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) возможно лишь в ситуации,

возникшей вследствие непреодолимой силы. Однако материалы дела свидетельствуют о том, что неблагоприятная ситуация на водоводе города Зея возникла не вследствие непреодолимой силы, а по иным причинам.

Под непреодолимой силой статьи 202, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевают чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно представленных актов, разрушению водовода способствовали различные причины, ни одну из которых, а также их совокупность нельзя отнести к чрезвычайным и непредотвратимым при данных обстоятельствах.

Напротив, разрушение водовода началось в 2007 году в период паводка в результате сброса воды через гидрозатворы плотины Зейской ГЭС и в дальнейшем продолжалось под воздействием различных обстоятельств, в том числе выпадения атмосферных осадков. Данные обстоятельства подтверждаются многочисленным актами, имеющимися в деле: от 14.08.2007, от 22.10.2007, от 10.06.2008, от 24.08.2009, аналитической запиской от 16.05.2007, а также самим текстом предмета проекта контракта, а в дальнейшем муниципального контракта, заключенного с ООО «Компания Новые Технологии».

Ремонт водовода планировался администрацией города Зеи еще до наступления чрезвычайной ситуации в августе 2009 года, для чего объявлялся конкурс в 2009 году.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что разрушение водовода возникло не вследствие непреодолимой силы, а потому заключение муниципального контракта с единственным подрядчиком не отвечает требованиям законодательства о размещении заказов.

Кроме того, предмет заключенного с ООО «Компания Новые Технологии» муниципального контракта также опровергает довод УАиГ администрации города Зея о его вынужденном характере в связи с возникшей чрезвычайной опасностью, поскольку кроме работ, связанных с ликвидацией аварии на городском водоводе, согласно обследованию от 24.08.2009 содержит также выполнение всех ранее планируемых работ.

Также о плановом характере работ свидетельствует и срок исполнения контракта.

Доводы управления о том, что в условиях чрезвычайной ситуации разделение данных работ не представлялось возможным, подлежат отклонению. Оценка работ как необходимых для устранения чрезвычайной ситуации является техническим вопросом, относящимся к компетенции УАиГ администрации города Зея, и могла быть произведена, в том числе, и в ходе выполнения таких работ для их разграничения с целью соблюдения положений Закона о размещении заказов. Однако данные обязанности выполнены не были.

Доводы о том, что все основные работы по контракту выполнены уже к декабрю 2009 года, также отклоняются, поскольку не опровергают незаконность действий управления при заключении контракта.

Таким образом, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что основания для заключения контракта с единственным подрядчиком у УАиГ администрации города Зеи отсутствовали.

Следовательно, им были допущены нарушения Закона о защите конкуренции в части заключения незаконного соглашения с одним хозяйствующим субъектом, в обход проведения конкурса по размещению муниципального заказа.

На основании изложенного, апелляционная жалоба УАиГ администрации города Зеи подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Амурской области от 15.11.2010 по делу № А04-3416/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий

<…..>

Судьи

<…..>

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9051 [uid] => 5 [title] => Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда по делу № 06АП-6412/2010 [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9051 [type] => solution [language] => ru [created] => 1323239944 [changed] => 1370524432 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524432 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 06АП-6412/2010

08 февраля 2011 года г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2011 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего <…..>

судей <…..>, <…..>

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания <…..>

при участии в заседании в г. Хабаровске:

от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи: представитель <…..>;

при участии в заседании в г. Благовещенске:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: представитель <…..>;

от общества с ограниченной ответственностью «Компания Новые Технологии: представитель не явился

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Зея на решение от 15 ноября 2010 года по делу № А04-3416/2010 Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Лодяной Л.Л. по заявлению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 17.05.2010 по делу № А-16/33 2010

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Компания Новые Технологии»

УСТАНОВИЛ:

Управление архитектуры и градостроительства администрации города Зеи (далее – УАиГ администрации города Зеи) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурский УФАС России, антимонопольный орган) от 17.05.2010 по делу №А-16/33 2010.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Компания Новые Технологии» (далее – ООО «Компания Новые Технологии»).

Решением суда от 15.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, УАиГ администрации города Зеи обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства дела.

В судебном заседании заявитель настаивал на доводах заявленной жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

ООО «Компания Новые Технолгии», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовало.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Амурским УФАС России по поручению Федеральной антимонопольной службы в период с 15.12.2009 по 25.01.2010 проведена документарная проверка, в ходе которой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи.

В ходе производства по делу установлено, что постановление администрации города Зеи Амурской области от 26.08.2009 № 962 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 10.07.2009 № 826 и принятии решения о заключении с единственным поставщиком муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водовода от водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины», а также муниципальный контракт, от 26.08.2010 № 14, заключенный УАиГ администрации города Зеи с единственным поставщиком ООО «Компания Новые Технологии» противоречат требованиям статьи 10 и пункту 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), поскольку сложившаяся ситуация, по мнению антимонопольного органа, не относится к чрезвычайной, вызванной непреодолимой силой, и размещение муниципального контракта должно было быть произведено с проведением торгов.

Решением от 17.05.2010 № 02-2307 действия УАиГ администрации города Зеи признаны нарушающими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управлению решено выдать предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Не согласившись с данным решением, УАиГ администрации города Зеи обратилось в суд с требованием о признании его недействительным, ссылаясь на то, что заключение контракта было вызвано исключительно под воздействием угрозы разрушения водовода – единственного источника воды в городе Зея.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заявителем причин размыва основания водовода и наступления чрезвычайной ситуации в городе Зея, несоответствии объема и сроков выполнения работ по контракту характеру устранения чрезвычайной ситуации.

Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

В соответствии со статьями 1, 5, 9, 10 Закона о размещении заказов размещение заказов для оказания государственных и муниципальных нужд производится путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции

указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Как следует из материалов дела, в связи с необходимостью проведения ремонтных работ на городском водоводе администрацией города Зеи Амурской области вынесено постановление от 10.07.2009 № 826 «О принятии решения о заключении долгосрочного муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водовода от водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины», УАиГ администрации города Зеи 29.05.2009 было объявлено о проведении открытого аукциона на выполнение таких работ.

Работы, являющиеся предметом контракта, производятся в соответствии с проектом «Водовод от водохранилища до фильтровальной станции. Ремонт на участке 400 м от плотины» и включают в себя: - восстановление водовода (трубопроводов диаметром 325 мм и 1020 мм) системы водоснабжения г. Зея, поврежденного в период паводка 2007 года на участке, расположенном на расстоянии 400 м от плотины Зейской ГЭС; -сооружение инженерной защиты водовода, исключающей его повреждение при работе филиала ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» в режимах, предусмотренных проектными параметрами. Срок действия контракта установлен – до 30.06.2010.

03.08.2009 заявки на участие в аукционе были рассмотрены, однако протокол рассмотрения заявок 12.08.2009 отменен Амурским УФАС России, в аукционную документацию внесены изменения, срок подачи заявок продлен до 07.09.2009, проведение аукциона назначено на 14.09.2009.

Одновременно, в указанный период, состояние водовода ухудшилось:

под ним образовался провал диаметром 35 м. и глубиной 12 м., труба диаметром 1080 деформировалась и из-за отсутствия опоры провисла, в месте сгиба образовалась течь, которая продолжала вымывать грунт, что создавало угрозу обрушения водовода.

В связи с этим Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Зея 25.08.2009 было принято решение о введении на территории города режима «угроза чрезвычайной ситуации» с 18-00 часов 25.08.2009, УАиГ администрации города Зея рекомендовано обеспечить размещение заказа у единственного поставщика в соответствии с требованиями статьи 55 Закона о размещении заказов.

Администрацией города Зея Амурской области вынесено постановление от 26.08.2009 № 962 о внесении соответствующих изменений в постановление от 10.07.2009 № 826 и 26.08.2009 УАиГ администрации города Зея заключен муниципальный контракт № 14 с ООО «Компания Новые Технологии» на ремонт водовода.

Предметом контракта явилось: работы в соответствии с проектом «Водовод от водохранилища до фильтровальной станции. Ремонт на участке 400 м от плотины», которые включают в себя: - работы, связанные с ликвидацией аварии на городском водоводе, согласно обследования от 24 августа 2009 года; - восстановление водовода (трубопроводов диаметром 325 мм и 1020 мм) системы водоснабжения г. Зея, поврежденного в период паводка 2007 года на участке, расположенном на расстоянии 400 м. от плотины Зейской ГЭС; - сооружение инженерной защиты водовода, исключающей его повреждение при работе филиала ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» в режимах, предусмотренных проектными параметрами.

Срок контракта установлен до сентября 2010 года.

Между тем, заключение муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) возможно лишь в ситуации,

возникшей вследствие непреодолимой силы. Однако материалы дела свидетельствуют о том, что неблагоприятная ситуация на водоводе города Зея возникла не вследствие непреодолимой силы, а по иным причинам.

Под непреодолимой силой статьи 202, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевают чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно представленных актов, разрушению водовода способствовали различные причины, ни одну из которых, а также их совокупность нельзя отнести к чрезвычайным и непредотвратимым при данных обстоятельствах.

Напротив, разрушение водовода началось в 2007 году в период паводка в результате сброса воды через гидрозатворы плотины Зейской ГЭС и в дальнейшем продолжалось под воздействием различных обстоятельств, в том числе выпадения атмосферных осадков. Данные обстоятельства подтверждаются многочисленным актами, имеющимися в деле: от 14.08.2007, от 22.10.2007, от 10.06.2008, от 24.08.2009, аналитической запиской от 16.05.2007, а также самим текстом предмета проекта контракта, а в дальнейшем муниципального контракта, заключенного с ООО «Компания Новые Технологии».

Ремонт водовода планировался администрацией города Зеи еще до наступления чрезвычайной ситуации в августе 2009 года, для чего объявлялся конкурс в 2009 году.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что разрушение водовода возникло не вследствие непреодолимой силы, а потому заключение муниципального контракта с единственным подрядчиком не отвечает требованиям законодательства о размещении заказов.

Кроме того, предмет заключенного с ООО «Компания Новые Технологии» муниципального контракта также опровергает довод УАиГ администрации города Зея о его вынужденном характере в связи с возникшей чрезвычайной опасностью, поскольку кроме работ, связанных с ликвидацией аварии на городском водоводе, согласно обследованию от 24.08.2009 содержит также выполнение всех ранее планируемых работ.

Также о плановом характере работ свидетельствует и срок исполнения контракта.

Доводы управления о том, что в условиях чрезвычайной ситуации разделение данных работ не представлялось возможным, подлежат отклонению. Оценка работ как необходимых для устранения чрезвычайной ситуации является техническим вопросом, относящимся к компетенции УАиГ администрации города Зея, и могла быть произведена, в том числе, и в ходе выполнения таких работ для их разграничения с целью соблюдения положений Закона о размещении заказов. Однако данные обязанности выполнены не были.

Доводы о том, что все основные работы по контракту выполнены уже к декабрю 2009 года, также отклоняются, поскольку не опровергают незаконность действий управления при заключении контракта.

Таким образом, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что основания для заключения контракта с единственным подрядчиком у УАиГ администрации города Зеи отсутствовали.

Следовательно, им были допущены нарушения Закона о защите конкуренции в части заключения незаконного соглашения с одним хозяйствующим субъектом, в обход проведения конкурса по размещению муниципального заказа.

На основании изложенного, апелляционная жалоба УАиГ администрации города Зеи подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Амурской области от 15.11.2010 по делу № А04-3416/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий

<…..>

Судьи

<…..>

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Шестой арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

№ 06АП-6412/2010

08 февраля 2011 года г. Хабаровск

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года.

Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2011 года.

Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего <…..>

судей <…..>, <…..>

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания <…..>

при участии в заседании в г. Хабаровске:

от Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи: представитель <…..>;

при участии в заседании в г. Благовещенске:

от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: представитель <…..>;

от общества с ограниченной ответственностью «Компания Новые Технологии: представитель не явился

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Зея на решение от 15 ноября 2010 года по делу № А04-3416/2010 Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Лодяной Л.Л. по заявлению Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 17.05.2010 по делу № А-16/33 2010

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью «Компания Новые Технологии»

УСТАНОВИЛ:

Управление архитектуры и градостроительства администрации города Зеи (далее – УАиГ администрации города Зеи) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурский УФАС России, антимонопольный орган) от 17.05.2010 по делу №А-16/33 2010.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Компания Новые Технологии» (далее – ООО «Компания Новые Технологии»).

Решением суда от 15.11.2010 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда, УАиГ администрации города Зеи обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит его отменить. По мнению заявителя жалобы, судом неверно применены нормы материального права, а также не полностью выяснены обстоятельства дела.

В судебном заседании заявитель настаивал на доводах заявленной жалобы, просил решение суда отменить.

Представитель антимонопольного органа в судебном заседании просила в удовлетворении жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.

ООО «Компания Новые Технолгии», извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, в судебном заседании не присутствовало.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства. Амурским УФАС России по поручению Федеральной антимонопольной службы в период с 15.12.2009 по 25.01.2010 проведена документарная проверка, в ходе которой установлены признаки нарушения антимонопольного законодательства со стороны Управления архитектуры и градостроительства администрации города Зеи.

В ходе производства по делу установлено, что постановление администрации города Зеи Амурской области от 26.08.2009 № 962 «О внесении изменений и дополнений в постановление администрации города от 10.07.2009 № 826 и принятии решения о заключении с единственным поставщиком муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водовода от водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины», а также муниципальный контракт, от 26.08.2010 № 14, заключенный УАиГ администрации города Зеи с единственным поставщиком ООО «Компания Новые Технологии» противоречат требованиям статьи 10 и пункту 6 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов), поскольку сложившаяся ситуация, по мнению антимонопольного органа, не относится к чрезвычайной, вызванной непреодолимой силой, и размещение муниципального контракта должно было быть произведено с проведением торгов.

Решением от 17.05.2010 № 02-2307 действия УАиГ администрации города Зеи признаны нарушающими статью 16 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Управлению решено выдать предписание о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства.

Не согласившись с данным решением, УАиГ администрации города Зеи обратилось в суд с требованием о признании его недействительным, ссылаясь на то, что заключение контракта было вызвано исключительно под воздействием угрозы разрушения водовода – единственного источника воды в городе Зея.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности заявителем причин размыва основания водовода и наступления чрезвычайной ситуации в городе Зея, несоответствии объема и сроков выполнения работ по контракту характеру устранения чрезвычайной ситуации.

Повторно рассмотрев дело по имеющимся в нем доказательствам, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.

В соответствии со статьями 1, 5, 9, 10 Закона о размещении заказов размещение заказов для оказания государственных и муниципальных нужд производится путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Пунктом 6 части 2 статьи 55 Закона о размещении заказов установлено, что размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если возникла потребность в определенных товарах, работах, услугах вследствие непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг в количестве, объеме, необходимых для ликвидации последствий непреодолимой силы или оказания срочной медицинской помощи.

Согласно статье 16 Закона о защите конкуренции запрещаются соглашения между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции

указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации или между ними и хозяйствующими субъектами либо осуществление этими органами и организациями согласованных действий, если такие соглашения или такое осуществление согласованных действий приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.

Как следует из материалов дела, в связи с необходимостью проведения ремонтных работ на городском водоводе администрацией города Зеи Амурской области вынесено постановление от 10.07.2009 № 826 «О принятии решения о заключении долгосрочного муниципального контракта на выполнение работ по ремонту водовода от водохранилища до фильтровальной станции на участке 400 м от плотины», УАиГ администрации города Зеи 29.05.2009 было объявлено о проведении открытого аукциона на выполнение таких работ.

Работы, являющиеся предметом контракта, производятся в соответствии с проектом «Водовод от водохранилища до фильтровальной станции. Ремонт на участке 400 м от плотины» и включают в себя: - восстановление водовода (трубопроводов диаметром 325 мм и 1020 мм) системы водоснабжения г. Зея, поврежденного в период паводка 2007 года на участке, расположенном на расстоянии 400 м от плотины Зейской ГЭС; -сооружение инженерной защиты водовода, исключающей его повреждение при работе филиала ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» в режимах, предусмотренных проектными параметрами. Срок действия контракта установлен – до 30.06.2010.

03.08.2009 заявки на участие в аукционе были рассмотрены, однако протокол рассмотрения заявок 12.08.2009 отменен Амурским УФАС России, в аукционную документацию внесены изменения, срок подачи заявок продлен до 07.09.2009, проведение аукциона назначено на 14.09.2009.

Одновременно, в указанный период, состояние водовода ухудшилось:

под ним образовался провал диаметром 35 м. и глубиной 12 м., труба диаметром 1080 деформировалась и из-за отсутствия опоры провисла, в месте сгиба образовалась течь, которая продолжала вымывать грунт, что создавало угрозу обрушения водовода.

В связи с этим Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Зея 25.08.2009 было принято решение о введении на территории города режима «угроза чрезвычайной ситуации» с 18-00 часов 25.08.2009, УАиГ администрации города Зея рекомендовано обеспечить размещение заказа у единственного поставщика в соответствии с требованиями статьи 55 Закона о размещении заказов.

Администрацией города Зея Амурской области вынесено постановление от 26.08.2009 № 962 о внесении соответствующих изменений в постановление от 10.07.2009 № 826 и 26.08.2009 УАиГ администрации города Зея заключен муниципальный контракт № 14 с ООО «Компания Новые Технологии» на ремонт водовода.

Предметом контракта явилось: работы в соответствии с проектом «Водовод от водохранилища до фильтровальной станции. Ремонт на участке 400 м от плотины», которые включают в себя: - работы, связанные с ликвидацией аварии на городском водоводе, согласно обследования от 24 августа 2009 года; - восстановление водовода (трубопроводов диаметром 325 мм и 1020 мм) системы водоснабжения г. Зея, поврежденного в период паводка 2007 года на участке, расположенном на расстоянии 400 м. от плотины Зейской ГЭС; - сооружение инженерной защиты водовода, исключающей его повреждение при работе филиала ОАО «РусГидро» - «Зейская ГЭС» в режимах, предусмотренных проектными параметрами.

Срок контракта установлен до сентября 2010 года.

Между тем, заключение муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) возможно лишь в ситуации,

возникшей вследствие непреодолимой силы. Однако материалы дела свидетельствуют о том, что неблагоприятная ситуация на водоводе города Зея возникла не вследствие непреодолимой силы, а по иным причинам.

Под непреодолимой силой статьи 202, 401 Гражданского кодекса Российской Федерации подразумевают чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Согласно представленных актов, разрушению водовода способствовали различные причины, ни одну из которых, а также их совокупность нельзя отнести к чрезвычайным и непредотвратимым при данных обстоятельствах.

Напротив, разрушение водовода началось в 2007 году в период паводка в результате сброса воды через гидрозатворы плотины Зейской ГЭС и в дальнейшем продолжалось под воздействием различных обстоятельств, в том числе выпадения атмосферных осадков. Данные обстоятельства подтверждаются многочисленным актами, имеющимися в деле: от 14.08.2007, от 22.10.2007, от 10.06.2008, от 24.08.2009, аналитической запиской от 16.05.2007, а также самим текстом предмета проекта контракта, а в дальнейшем муниципального контракта, заключенного с ООО «Компания Новые Технологии».

Ремонт водовода планировался администрацией города Зеи еще до наступления чрезвычайной ситуации в августе 2009 года, для чего объявлялся конкурс в 2009 году.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что разрушение водовода возникло не вследствие непреодолимой силы, а потому заключение муниципального контракта с единственным подрядчиком не отвечает требованиям законодательства о размещении заказов.

Кроме того, предмет заключенного с ООО «Компания Новые Технологии» муниципального контракта также опровергает довод УАиГ администрации города Зея о его вынужденном характере в связи с возникшей чрезвычайной опасностью, поскольку кроме работ, связанных с ликвидацией аварии на городском водоводе, согласно обследованию от 24.08.2009 содержит также выполнение всех ранее планируемых работ.

Также о плановом характере работ свидетельствует и срок исполнения контракта.

Доводы управления о том, что в условиях чрезвычайной ситуации разделение данных работ не представлялось возможным, подлежат отклонению. Оценка работ как необходимых для устранения чрезвычайной ситуации является техническим вопросом, относящимся к компетенции УАиГ администрации города Зея, и могла быть произведена, в том числе, и в ходе выполнения таких работ для их разграничения с целью соблюдения положений Закона о размещении заказов. Однако данные обязанности выполнены не были.

Доводы о том, что все основные работы по контракту выполнены уже к декабрю 2009 года, также отклоняются, поскольку не опровергают незаконность действий управления при заключении контракта.

Таким образом, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу о том, что основания для заключения контракта с единственным подрядчиком у УАиГ администрации города Зеи отсутствовали.

Следовательно, им были допущены нарушения Закона о защите конкуренции в части заключения незаконного соглашения с одним хозяйствующим субъектом, в обход проведения конкурса по размещению муниципального заказа.

На основании изложенного, апелляционная жалоба УАиГ администрации города Зеи подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции оставлению без изменения.

Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение арбитражного суда Амурской области от 15.11.2010 по делу № А04-3416/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, в двухмесячный срок.

Председательствующий

<…..>

Судьи

<…..>

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № 06АП-6412/2010 08.02.2011 г. [format] => [safe_value] => № 06АП-6412/2010 08.02.2011 г. ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2011 года.

[format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2011 года.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 13 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 13 [vid] => 3 [name] => Судебные решения [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 31 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 31 [vid] => 6 [name] => Контроль органов власти [description] => [format] => full_html [weight] => 3 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-03-02 06:35:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-02-08 06:35:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1323239944 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )