Решение по делу № А-10/67 2011 в отношении ООО «Белогорскгазсервис»

Номер дела: № А-10/67 2011
Дата публикации: 16 декабря 2011, 16:46

Решение по делу № А-10/67 2011 в отношении ООО «Белогорскгазсервис»

г. Благовещенск                                           

Резолютивная часть решения  оглашена «01» декабря 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя управления, членов комиссии <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - специалиста-эксперта отдела товарного рынка и рекламы, рассмотрев дело № А-10/67 2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Белогорскгазсервис» (далее – ООО «Белогорскгазсервис») пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов,

УСТАНОВИЛА:

08.08.2011 в адрес Амурского УФАС России поступило заявление <…>, переданное из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах на действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном установлении высокой стоимости услуги по установке газового счетчика.

Руководствуясь пунктами 3.25, 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447 Амурским УФАС России был проведен предварительный анализ конкурентной среды на товарном рынке услуг по установке газовых счетчиков в границах г. Белогорска Белогорского района Амурской области, по результатам которого установлены признаки доминирующего положения ООО «Белогорскгазсервис» на рассматриваемом товарном рынке.

Приказом Амурского УФАС России от 10.11.2011 № 377 в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № А-10/67 2011 и создана Комиссия для рассмотрения дела в отношении ООО «Белогорскгазсервис» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении дела заявитель <…> пояснил, что на заявленных требованиях настаивает, считает, что стоимость услуг по установке газового счетчика, оказанных ему 06.07.2011, необоснованно высокая, завышена в два раза, по сравнению со стоимостью этих же услуг для тех, кому устанавливают счетчики, купленные у ООО «Белогорскгазсервис». При обращении в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену газового счетчика в связи с истекшим сроком его эксплуатации <…>, так как информации о стоимости услуг, которые оказывает ООО «Белогорскгазсервис», в абонентском зале не было, узнал от диспетчера, что стоимость установки газового счетчика составляет 937 руб. Вместе с тем, за установку газового счетчика производства Южной Кореи, купленного в Хабаровске за 2300 руб., <…> заплатил 3024 руб. (в том числе заявка – 150 руб., замер – 90 руб., установка газового счетчика – 1874 руб., материалы – 910 руб.). Стоимость газового счетчика подтверждена кассовым чеком от 03.06.2011, стоимость услуг по установке прибора учета газа – приходным ордером ООО «Белогорскгазсервис» от 06.07.2011. При этом согласно данным представленным физическим лицам, устанавливающим счетчик, купленный у ООО «Белогорскгазсервис», сумма, уплаченная за заявку, замер и установку газового счетчика, в два раза меньше. В бухгалтерии ООО «Белогорскгазсервис» <…> пояснили, что разница в стоимости установки газового счетчика связана с предоставлением скидки тем, кто приобретает счетчики у ООО «Белогорскгазсервис». По мнению заявителя, стоимость услуг по установке приборов учета газа является необоснованно завышенной в два раза.

При рассмотрении дела представители ООО «Белогорскгазсервис» пояснили следующее. Все газовые хозяйства Амурской области планово-убыточные, у ООО «Белогорскгазсервис» 2,5 млн. убытков за 9 месяцев 2011 года. Устанавливая скидку в размере 50 % на установку газового счетчика, купленного у ООО «Белогорскгазсервис» за 4152 руб. (также производства Южной Кореи), предприятие привлекает абонентов. При этом, устанавливая стоимость газовых счетчиков в размере 4152 руб., ООО «Белогорскгазсервис» в эту сумму закладываются накладные расходы в размере 29 %, а также рентабельность (прибыль) – 15 %. Формирование цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») происходит в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35. Скидка в размере    50 % на установку приборов учета газа предоставляется тем абонентам, которые приобрели газовые счетчики у обслуживающей организации, а также возможность ее предоставления рассматривается в индивидуальном порядке Советом                           ООО «Белогорскгазсервис» по заявлениям. В случае обращения заявителя <…> с просьбой о предоставлении скидки на установку газового счетчика, учитывая преклонный возраст абонента, такая возможность ООО «Белогорскгазсервис» была бы рассмотрена.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Заявитель <…> приобрел газовый счетчик производства Южной Кореи в Хабаровске и обратился в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену старого счетчика, в связи с истекшим сроком его эксплуатации. Слесарь обслуживающей организации (ООО «Белогорскгазсервис») установил газовый счетчик. По окончании работ по установке прибора учета газа слесарем составлен акт ввода в эксплуатацию данного прибора, а также наряд на подключение прибора (документы прилагаются). За оказанные услуги <…> оплатил 3024 руб, из них 2117 руб. – за заявку, замер, услуги по установке газового счетчика, и 907 руб. – за материалы.

<…> проживает в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, на территории которого услуги по установке, замене газовых счетчиков оказывает только ООО «Белогорскгазсервис».

Основным видом деятельности ООО «Белогорскгазсервис», в соответствии с Уставом общества, является организация газоснабжения потребителей Белогорского, Мазановского, Серышевского, Ромненского, Октябрьского, Селемджинского и других районов и города Белогорска, а также организация сервисного технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов  у потребителей газа.

ООО «Белогорскгазсервис» осуществляет свою деятельность по поставке газа сжиженного населению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 549), Уставом ООО «Белогорскгазсервис». Обслуживающая организация (ООО «Белогорскгазсервис») осуществляет деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеет аварийно-диспетчерскую службу, организуя круглосуточно ее работу.

Постановлением Правительства РФ № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 549 Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 № 239 утвержден Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ (далее – Порядок).

Как установлено пунктами 2, 3 Порядка в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.  

Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией (пункты 7, 22 Порядка).

При этом согласно пункта 3 Правил специализированной организацией является  газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Правила учета газа, утвержденные Минтопэнорго РФ 14.10.1996, определяют требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа.

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Правил учета газа, указанные действуют на территории РФ и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнении монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления.

Как установлено пунктом 2.12 Правил учета газа монтаж и наладка этих счетчиков производится специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.

Таким образом, установку приборов учета газа сжиженного углеводородного, поставляемого из резервуарной или групповой баллонной установки в границах территории определенного населенного пункта вправе производить действующая на территории данного населенного пункта газораспределительная организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

По результатам анализа товарного рынка, проведенного Амурским УФАС России, услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области установлено доминирующее положение ООО «Белогорскгазсервис» на данном товарном рынке.

Исходя из содержания части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимаемое ООО «Белогорскгазсервис» положение на товарном рынке по оказанию услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области позволяет обществу оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, направленные на экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалами дела подтверждено, что стоимость услуг по установке газовых счетчиков различна.

Согласно квитанциям, приходным ордерам, представленным ООО «Белогорскгазсервис» в материалы дела, стоимость услуг по установке газовых счетчиков, купленных у ООО «Белогорскгазсервис» составляет 1060 руб., а газовых счетчиков, купленных у сторонних хозяйствующих субъектов – 2117 руб. Стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 1060 руб. подтверждена приходными ордерами ООО «Белогорскгазсервис» № 005957 от 01.03.2011, № 005975 от 04.04.2011, стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 2117 руб. – квитанциями ООО «Белогорскгазсервис» № 004007 от 08.08.2011, № 004011 от 19.08.2011. Различные цены установлены обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») с целью привлечения абонентов: абонентам, приобретающим газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», предоставляется скидка в размере   50 % на все услуги по установке.

Стоимости услуг (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) значительно отличаются друг от друга.

Отношения между ООО «Белогорскгазсервис» и абонентами регулируются Договором оказания услуг по газоснабжению и техническому обслуживанию газового оборудования в жилых и общественных зданиях (в том числе услуг по установке газового счетчика). Рассматриваемый договор является публичным.

Согласно части 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Следовательно, ООО «Белогорскгазсервис», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, не должно применять дифференцированные цены для абонентов, так как характер предоставляемой услуги один и тот же.

На основании письменных пояснений ООО «Белогорскгазсервис», предоставление скидки на установку газовых счетчиков в размере 50 % служит для увеличения объема продаж газовых счетчиков, привлечения новых клиентов.

Иных документов, обоснований действий по установлению различных цен на установку газовых счетчиков (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) со стороны ООО «Белогорскгазсервис» не представлено.

Информация о предоставлении скидки содержится в Прейскуранте на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета (далее – Прейскурант), утвержденном генеральным директором ООО «Белогорскгазсервис» <…> 01.01.2011. Цены на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета утверждены Приказом ООО «Белогорскгазсервис» от 31.12.2010 № 88 в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35.

При этом в Прейскуранте перечень услуг по установке, на которые обществом предоставляется скидка, не определен. До абонента не доводится информация о тех услугах, на которые он вправе получить скидку в размере 50 % в случае установки газового счетчика, купленного у обслуживающей организации.

Вместе с тем, порядок предоставления скидки на все услуги по установке газового счетчика ООО «Белогорскгазсервис» отсутствует.

Как следует из материалов дела, информация о предоставлении скидки обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») доводится до абонента только через Прейскурант. В квитанциях, приходных ордерах (документы, подтверждающие оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами), выдаваемых ООО «Белогорскгазсервис» абонентам, факт предоставления скидки отсутствует.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.

Таким образом, действия ООО «Белогорскгазсервис», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, образуют состав правонарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, услуги по установке газовых счетчиков, т.е. действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области, для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушают пункт 6 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать положение ООО «Белогорскгазсервис» на товарном рынке оказания услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области доминирующим.
  2. Признать действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на услугу по установке газового счетчика для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ООО «Белогорскгазсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии:    ***

Члены комиссии:                 ***

 

 

stdClass Object ( [vid] => 9773 [uid] => 5 [title] => Решение по делу № А-10/67 2011 в отношении ООО «Белогорскгазсервис» [log] => [status] => 1 [comment] => 1 [promote] => 0 [sticky] => 0 [nid] => 9773 [type] => solution [language] => ru [created] => 1324014877 [changed] => 1370524432 [tnid] => 0 [translate] => 0 [revision_timestamp] => 1370524432 [revision_uid] => 0 [body] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Решение по делу № А-10/67 2011 в отношении ООО «Белогорскгазсервис»

г. Благовещенск                                           

Резолютивная часть решения  оглашена «01» декабря 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя управления, членов комиссии <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - специалиста-эксперта отдела товарного рынка и рекламы, рассмотрев дело № А-10/67 2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Белогорскгазсервис» (далее – ООО «Белогорскгазсервис») пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов,

УСТАНОВИЛА:

08.08.2011 в адрес Амурского УФАС России поступило заявление <…>, переданное из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах на действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном установлении высокой стоимости услуги по установке газового счетчика.

Руководствуясь пунктами 3.25, 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447 Амурским УФАС России был проведен предварительный анализ конкурентной среды на товарном рынке услуг по установке газовых счетчиков в границах г. Белогорска Белогорского района Амурской области, по результатам которого установлены признаки доминирующего положения ООО «Белогорскгазсервис» на рассматриваемом товарном рынке.

Приказом Амурского УФАС России от 10.11.2011 № 377 в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № А-10/67 2011 и создана Комиссия для рассмотрения дела в отношении ООО «Белогорскгазсервис» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении дела заявитель <…> пояснил, что на заявленных требованиях настаивает, считает, что стоимость услуг по установке газового счетчика, оказанных ему 06.07.2011, необоснованно высокая, завышена в два раза, по сравнению со стоимостью этих же услуг для тех, кому устанавливают счетчики, купленные у ООО «Белогорскгазсервис». При обращении в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену газового счетчика в связи с истекшим сроком его эксплуатации <…>, так как информации о стоимости услуг, которые оказывает ООО «Белогорскгазсервис», в абонентском зале не было, узнал от диспетчера, что стоимость установки газового счетчика составляет 937 руб. Вместе с тем, за установку газового счетчика производства Южной Кореи, купленного в Хабаровске за 2300 руб., <…> заплатил 3024 руб. (в том числе заявка – 150 руб., замер – 90 руб., установка газового счетчика – 1874 руб., материалы – 910 руб.). Стоимость газового счетчика подтверждена кассовым чеком от 03.06.2011, стоимость услуг по установке прибора учета газа – приходным ордером ООО «Белогорскгазсервис» от 06.07.2011. При этом согласно данным представленным физическим лицам, устанавливающим счетчик, купленный у ООО «Белогорскгазсервис», сумма, уплаченная за заявку, замер и установку газового счетчика, в два раза меньше. В бухгалтерии ООО «Белогорскгазсервис» <…> пояснили, что разница в стоимости установки газового счетчика связана с предоставлением скидки тем, кто приобретает счетчики у ООО «Белогорскгазсервис». По мнению заявителя, стоимость услуг по установке приборов учета газа является необоснованно завышенной в два раза.

При рассмотрении дела представители ООО «Белогорскгазсервис» пояснили следующее. Все газовые хозяйства Амурской области планово-убыточные, у ООО «Белогорскгазсервис» 2,5 млн. убытков за 9 месяцев 2011 года. Устанавливая скидку в размере 50 % на установку газового счетчика, купленного у ООО «Белогорскгазсервис» за 4152 руб. (также производства Южной Кореи), предприятие привлекает абонентов. При этом, устанавливая стоимость газовых счетчиков в размере 4152 руб., ООО «Белогорскгазсервис» в эту сумму закладываются накладные расходы в размере 29 %, а также рентабельность (прибыль) – 15 %. Формирование цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») происходит в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35. Скидка в размере    50 % на установку приборов учета газа предоставляется тем абонентам, которые приобрели газовые счетчики у обслуживающей организации, а также возможность ее предоставления рассматривается в индивидуальном порядке Советом                           ООО «Белогорскгазсервис» по заявлениям. В случае обращения заявителя <…> с просьбой о предоставлении скидки на установку газового счетчика, учитывая преклонный возраст абонента, такая возможность ООО «Белогорскгазсервис» была бы рассмотрена.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Заявитель <…> приобрел газовый счетчик производства Южной Кореи в Хабаровске и обратился в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену старого счетчика, в связи с истекшим сроком его эксплуатации. Слесарь обслуживающей организации (ООО «Белогорскгазсервис») установил газовый счетчик. По окончании работ по установке прибора учета газа слесарем составлен акт ввода в эксплуатацию данного прибора, а также наряд на подключение прибора (документы прилагаются). За оказанные услуги <…> оплатил 3024 руб, из них 2117 руб. – за заявку, замер, услуги по установке газового счетчика, и 907 руб. – за материалы.

<…> проживает в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, на территории которого услуги по установке, замене газовых счетчиков оказывает только ООО «Белогорскгазсервис».

Основным видом деятельности ООО «Белогорскгазсервис», в соответствии с Уставом общества, является организация газоснабжения потребителей Белогорского, Мазановского, Серышевского, Ромненского, Октябрьского, Селемджинского и других районов и города Белогорска, а также организация сервисного технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов  у потребителей газа.

ООО «Белогорскгазсервис» осуществляет свою деятельность по поставке газа сжиженного населению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 549), Уставом ООО «Белогорскгазсервис». Обслуживающая организация (ООО «Белогорскгазсервис») осуществляет деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеет аварийно-диспетчерскую службу, организуя круглосуточно ее работу.

Постановлением Правительства РФ № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 549 Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 № 239 утвержден Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ (далее – Порядок).

Как установлено пунктами 2, 3 Порядка в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.  

Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией (пункты 7, 22 Порядка).

При этом согласно пункта 3 Правил специализированной организацией является  газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Правила учета газа, утвержденные Минтопэнорго РФ 14.10.1996, определяют требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа.

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Правил учета газа, указанные действуют на территории РФ и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнении монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления.

Как установлено пунктом 2.12 Правил учета газа монтаж и наладка этих счетчиков производится специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.

Таким образом, установку приборов учета газа сжиженного углеводородного, поставляемого из резервуарной или групповой баллонной установки в границах территории определенного населенного пункта вправе производить действующая на территории данного населенного пункта газораспределительная организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

По результатам анализа товарного рынка, проведенного Амурским УФАС России, услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области установлено доминирующее положение ООО «Белогорскгазсервис» на данном товарном рынке.

Исходя из содержания части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимаемое ООО «Белогорскгазсервис» положение на товарном рынке по оказанию услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области позволяет обществу оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, направленные на экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалами дела подтверждено, что стоимость услуг по установке газовых счетчиков различна.

Согласно квитанциям, приходным ордерам, представленным ООО «Белогорскгазсервис» в материалы дела, стоимость услуг по установке газовых счетчиков, купленных у ООО «Белогорскгазсервис» составляет 1060 руб., а газовых счетчиков, купленных у сторонних хозяйствующих субъектов – 2117 руб. Стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 1060 руб. подтверждена приходными ордерами ООО «Белогорскгазсервис» № 005957 от 01.03.2011, № 005975 от 04.04.2011, стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 2117 руб. – квитанциями ООО «Белогорскгазсервис» № 004007 от 08.08.2011, № 004011 от 19.08.2011. Различные цены установлены обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») с целью привлечения абонентов: абонентам, приобретающим газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», предоставляется скидка в размере   50 % на все услуги по установке.

Стоимости услуг (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) значительно отличаются друг от друга.

Отношения между ООО «Белогорскгазсервис» и абонентами регулируются Договором оказания услуг по газоснабжению и техническому обслуживанию газового оборудования в жилых и общественных зданиях (в том числе услуг по установке газового счетчика). Рассматриваемый договор является публичным.

Согласно части 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Следовательно, ООО «Белогорскгазсервис», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, не должно применять дифференцированные цены для абонентов, так как характер предоставляемой услуги один и тот же.

На основании письменных пояснений ООО «Белогорскгазсервис», предоставление скидки на установку газовых счетчиков в размере 50 % служит для увеличения объема продаж газовых счетчиков, привлечения новых клиентов.

Иных документов, обоснований действий по установлению различных цен на установку газовых счетчиков (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) со стороны ООО «Белогорскгазсервис» не представлено.

Информация о предоставлении скидки содержится в Прейскуранте на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета (далее – Прейскурант), утвержденном генеральным директором ООО «Белогорскгазсервис» <…> 01.01.2011. Цены на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета утверждены Приказом ООО «Белогорскгазсервис» от 31.12.2010 № 88 в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35.

При этом в Прейскуранте перечень услуг по установке, на которые обществом предоставляется скидка, не определен. До абонента не доводится информация о тех услугах, на которые он вправе получить скидку в размере 50 % в случае установки газового счетчика, купленного у обслуживающей организации.

Вместе с тем, порядок предоставления скидки на все услуги по установке газового счетчика ООО «Белогорскгазсервис» отсутствует.

Как следует из материалов дела, информация о предоставлении скидки обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») доводится до абонента только через Прейскурант. В квитанциях, приходных ордерах (документы, подтверждающие оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами), выдаваемых ООО «Белогорскгазсервис» абонентам, факт предоставления скидки отсутствует.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.

Таким образом, действия ООО «Белогорскгазсервис», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, образуют состав правонарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, услуги по установке газовых счетчиков, т.е. действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области, для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушают пункт 6 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать положение ООО «Белогорскгазсервис» на товарном рынке оказания услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области доминирующим.
  2. Признать действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на услугу по установке газового счетчика для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ООО «Белогорскгазсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии:    ***

Члены комиссии:                 ***

 

 

[summary] => [format] => full_html [safe_value] =>

Решение по делу № А-10/67 2011 в отношении ООО «Белогорскгазсервис»

г. Благовещенск                                           

Резолютивная часть решения  оглашена «01» декабря 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2011 г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя управления, членов комиссии <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - специалиста-эксперта отдела товарного рынка и рекламы, рассмотрев дело № А-10/67 2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Белогорскгазсервис» (далее – ООО «Белогорскгазсервис») пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов,

УСТАНОВИЛА:

08.08.2011 в адрес Амурского УФАС России поступило заявление <…>, переданное из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах на действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном установлении высокой стоимости услуги по установке газового счетчика.

Руководствуясь пунктами 3.25, 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447 Амурским УФАС России был проведен предварительный анализ конкурентной среды на товарном рынке услуг по установке газовых счетчиков в границах г. Белогорска Белогорского района Амурской области, по результатам которого установлены признаки доминирующего положения ООО «Белогорскгазсервис» на рассматриваемом товарном рынке.

Приказом Амурского УФАС России от 10.11.2011 № 377 в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № А-10/67 2011 и создана Комиссия для рассмотрения дела в отношении ООО «Белогорскгазсервис» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении дела заявитель <…> пояснил, что на заявленных требованиях настаивает, считает, что стоимость услуг по установке газового счетчика, оказанных ему 06.07.2011, необоснованно высокая, завышена в два раза, по сравнению со стоимостью этих же услуг для тех, кому устанавливают счетчики, купленные у ООО «Белогорскгазсервис». При обращении в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену газового счетчика в связи с истекшим сроком его эксплуатации <…>, так как информации о стоимости услуг, которые оказывает ООО «Белогорскгазсервис», в абонентском зале не было, узнал от диспетчера, что стоимость установки газового счетчика составляет 937 руб. Вместе с тем, за установку газового счетчика производства Южной Кореи, купленного в Хабаровске за 2300 руб., <…> заплатил 3024 руб. (в том числе заявка – 150 руб., замер – 90 руб., установка газового счетчика – 1874 руб., материалы – 910 руб.). Стоимость газового счетчика подтверждена кассовым чеком от 03.06.2011, стоимость услуг по установке прибора учета газа – приходным ордером ООО «Белогорскгазсервис» от 06.07.2011. При этом согласно данным представленным физическим лицам, устанавливающим счетчик, купленный у ООО «Белогорскгазсервис», сумма, уплаченная за заявку, замер и установку газового счетчика, в два раза меньше. В бухгалтерии ООО «Белогорскгазсервис» <…> пояснили, что разница в стоимости установки газового счетчика связана с предоставлением скидки тем, кто приобретает счетчики у ООО «Белогорскгазсервис». По мнению заявителя, стоимость услуг по установке приборов учета газа является необоснованно завышенной в два раза.

При рассмотрении дела представители ООО «Белогорскгазсервис» пояснили следующее. Все газовые хозяйства Амурской области планово-убыточные, у ООО «Белогорскгазсервис» 2,5 млн. убытков за 9 месяцев 2011 года. Устанавливая скидку в размере 50 % на установку газового счетчика, купленного у ООО «Белогорскгазсервис» за 4152 руб. (также производства Южной Кореи), предприятие привлекает абонентов. При этом, устанавливая стоимость газовых счетчиков в размере 4152 руб., ООО «Белогорскгазсервис» в эту сумму закладываются накладные расходы в размере 29 %, а также рентабельность (прибыль) – 15 %. Формирование цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») происходит в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35. Скидка в размере    50 % на установку приборов учета газа предоставляется тем абонентам, которые приобрели газовые счетчики у обслуживающей организации, а также возможность ее предоставления рассматривается в индивидуальном порядке Советом                           ООО «Белогорскгазсервис» по заявлениям. В случае обращения заявителя <…> с просьбой о предоставлении скидки на установку газового счетчика, учитывая преклонный возраст абонента, такая возможность ООО «Белогорскгазсервис» была бы рассмотрена.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.

Заявитель <…> приобрел газовый счетчик производства Южной Кореи в Хабаровске и обратился в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену старого счетчика, в связи с истекшим сроком его эксплуатации. Слесарь обслуживающей организации (ООО «Белогорскгазсервис») установил газовый счетчик. По окончании работ по установке прибора учета газа слесарем составлен акт ввода в эксплуатацию данного прибора, а также наряд на подключение прибора (документы прилагаются). За оказанные услуги <…> оплатил 3024 руб, из них 2117 руб. – за заявку, замер, услуги по установке газового счетчика, и 907 руб. – за материалы.

<…> проживает в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, на территории которого услуги по установке, замене газовых счетчиков оказывает только ООО «Белогорскгазсервис».

Основным видом деятельности ООО «Белогорскгазсервис», в соответствии с Уставом общества, является организация газоснабжения потребителей Белогорского, Мазановского, Серышевского, Ромненского, Октябрьского, Селемджинского и других районов и города Белогорска, а также организация сервисного технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов  у потребителей газа.

ООО «Белогорскгазсервис» осуществляет свою деятельность по поставке газа сжиженного населению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 549), Уставом ООО «Белогорскгазсервис». Обслуживающая организация (ООО «Белогорскгазсервис») осуществляет деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеет аварийно-диспетчерскую службу, организуя круглосуточно ее работу.

Постановлением Правительства РФ № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 549 Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 № 239 утвержден Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ (далее – Порядок).

Как установлено пунктами 2, 3 Порядка в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.  

Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией (пункты 7, 22 Порядка).

При этом согласно пункта 3 Правил специализированной организацией является  газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

Правила учета газа, утвержденные Минтопэнорго РФ 14.10.1996, определяют требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа.

В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Правил учета газа, указанные действуют на территории РФ и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнении монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления.

Как установлено пунктом 2.12 Правил учета газа монтаж и наладка этих счетчиков производится специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.

Таким образом, установку приборов учета газа сжиженного углеводородного, поставляемого из резервуарной или групповой баллонной установки в границах территории определенного населенного пункта вправе производить действующая на территории данного населенного пункта газораспределительная организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.

По результатам анализа товарного рынка, проведенного Амурским УФАС России, услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области установлено доминирующее положение ООО «Белогорскгазсервис» на данном товарном рынке.

Исходя из содержания части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимаемое ООО «Белогорскгазсервис» положение на товарном рынке по оказанию услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области позволяет обществу оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, направленные на экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Материалами дела подтверждено, что стоимость услуг по установке газовых счетчиков различна.

Согласно квитанциям, приходным ордерам, представленным ООО «Белогорскгазсервис» в материалы дела, стоимость услуг по установке газовых счетчиков, купленных у ООО «Белогорскгазсервис» составляет 1060 руб., а газовых счетчиков, купленных у сторонних хозяйствующих субъектов – 2117 руб. Стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 1060 руб. подтверждена приходными ордерами ООО «Белогорскгазсервис» № 005957 от 01.03.2011, № 005975 от 04.04.2011, стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 2117 руб. – квитанциями ООО «Белогорскгазсервис» № 004007 от 08.08.2011, № 004011 от 19.08.2011. Различные цены установлены обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») с целью привлечения абонентов: абонентам, приобретающим газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», предоставляется скидка в размере   50 % на все услуги по установке.

Стоимости услуг (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) значительно отличаются друг от друга.

Отношения между ООО «Белогорскгазсервис» и абонентами регулируются Договором оказания услуг по газоснабжению и техническому обслуживанию газового оборудования в жилых и общественных зданиях (в том числе услуг по установке газового счетчика). Рассматриваемый договор является публичным.

Согласно части 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

Следовательно, ООО «Белогорскгазсервис», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, не должно применять дифференцированные цены для абонентов, так как характер предоставляемой услуги один и тот же.

На основании письменных пояснений ООО «Белогорскгазсервис», предоставление скидки на установку газовых счетчиков в размере 50 % служит для увеличения объема продаж газовых счетчиков, привлечения новых клиентов.

Иных документов, обоснований действий по установлению различных цен на установку газовых счетчиков (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) со стороны ООО «Белогорскгазсервис» не представлено.

Информация о предоставлении скидки содержится в Прейскуранте на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета (далее – Прейскурант), утвержденном генеральным директором ООО «Белогорскгазсервис» <…> 01.01.2011. Цены на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета утверждены Приказом ООО «Белогорскгазсервис» от 31.12.2010 № 88 в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35.

При этом в Прейскуранте перечень услуг по установке, на которые обществом предоставляется скидка, не определен. До абонента не доводится информация о тех услугах, на которые он вправе получить скидку в размере 50 % в случае установки газового счетчика, купленного у обслуживающей организации.

Вместе с тем, порядок предоставления скидки на все услуги по установке газового счетчика ООО «Белогорскгазсервис» отсутствует.

Как следует из материалов дела, информация о предоставлении скидки обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») доводится до абонента только через Прейскурант. В квитанциях, приходных ордерах (документы, подтверждающие оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами), выдаваемых ООО «Белогорскгазсервис» абонентам, факт предоставления скидки отсутствует.

Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.

Таким образом, действия ООО «Белогорскгазсервис», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, образуют состав правонарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, услуги по установке газовых счетчиков, т.е. действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области, для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушают пункт 6 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.

В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать положение ООО «Белогорскгазсервис» на товарном рынке оказания услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области доминирующим.
  2. Признать действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на услугу по установке газового счетчика для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
  3. Выдать ООО «Белогорскгазсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.

Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Председатель комиссии:    ***

Члены комиссии:                 ***

 

 

[safe_summary] => ) ) ) [field_solution_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № № 02-4896 от 14.12.2011 [format] => [safe_value] => № № 02-4896 от 14.12.2011 ) ) ) [field_solution_file_num] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] => № А-10/67 2011 [format] => [safe_value] => № А-10/67 2011 ) ) ) [field_solution_preview] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [value] =>

Резолютивная часть решения  оглашена «01» декабря 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2011 г.

[format] => full_html [safe_value] =>

Резолютивная часть решения  оглашена «01» декабря 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2011 г.

) ) ) [field_solution_cat] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 11 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 11 [vid] => 3 [name] => Решения по делам [description] => [format] => full_html [weight] => 0 [vocabulary_machine_name] => category_solutions [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_file] => Array ( ) [field_solution_scope] => Array ( [ru] => Array ( [0] => Array ( [tid] => 3 [taxonomy_term] => stdClass Object ( [tid] => 3 [vid] => 6 [name] => Антимонопольное регулирование [description] => [format] => full_html [weight] => 4 [vocabulary_machine_name] => practice_areas [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => skos:Concept ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => rdfs:label [1] => skos:prefLabel ) ) [description] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:definition ) ) [vid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:inScheme ) [type] => rel ) [parent] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => skos:broader ) [type] => rel ) ) ) ) ) ) [field_solution_tags] => Array ( ) [field_solution_datetime_public] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-16 05:46:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_nodes_related] => Array ( ) [field_date] => Array ( [und] => Array ( [0] => Array ( [value] => 2011-12-14 05:46:00 [timezone] => Asia/Sakhalin [timezone_db] => UTC [date_type] => datetime ) ) ) [field_simplenews_term] => Array ( ) [rdf_mapping] => Array ( [rdftype] => Array ( [0] => sioc:Item [1] => foaf:Document ) [title] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:title ) ) [created] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:date [1] => dc:created ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [changed] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => dc:modified ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) [body] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => content:encoded ) ) [uid] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:has_creator ) [type] => rel ) [name] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => foaf:name ) ) [comment_count] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:num_replies ) [datatype] => xsd:integer ) [last_activity] => Array ( [predicates] => Array ( [0] => sioc:last_activity_date ) [datatype] => xsd:dateTime [callback] => date_iso8601 ) ) [cid] => 0 [last_comment_timestamp] => 1324014877 [last_comment_name] => [last_comment_uid] => 5 [comment_count] => 0 [name] => moder [picture] => 0 [data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;} [subscriptions_notify] => [entity_view_prepared] => 1 [region_name] => Амурское УФАС России )