Решение по делу № А-10/67 2011 в отношении ООО «Белогорскгазсервис»
г. Благовещенск
Резолютивная часть решения оглашена «01» декабря 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя управления, членов комиссии <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - специалиста-эксперта отдела товарного рынка и рекламы, рассмотрев дело № А-10/67 2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Белогорскгазсервис» (далее – ООО «Белогорскгазсервис») пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов,
УСТАНОВИЛА:
08.08.2011 в адрес Амурского УФАС России поступило заявление <…>, переданное из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах на действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном установлении высокой стоимости услуги по установке газового счетчика.
Руководствуясь пунктами 3.25, 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447 Амурским УФАС России был проведен предварительный анализ конкурентной среды на товарном рынке услуг по установке газовых счетчиков в границах г. Белогорска Белогорского района Амурской области, по результатам которого установлены признаки доминирующего положения ООО «Белогорскгазсервис» на рассматриваемом товарном рынке.
Приказом Амурского УФАС России от 10.11.2011 № 377 в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № А-10/67 2011 и создана Комиссия для рассмотрения дела в отношении ООО «Белогорскгазсервис» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела заявитель <…> пояснил, что на заявленных требованиях настаивает, считает, что стоимость услуг по установке газового счетчика, оказанных ему 06.07.2011, необоснованно высокая, завышена в два раза, по сравнению со стоимостью этих же услуг для тех, кому устанавливают счетчики, купленные у ООО «Белогорскгазсервис». При обращении в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену газового счетчика в связи с истекшим сроком его эксплуатации <…>, так как информации о стоимости услуг, которые оказывает ООО «Белогорскгазсервис», в абонентском зале не было, узнал от диспетчера, что стоимость установки газового счетчика составляет 937 руб. Вместе с тем, за установку газового счетчика производства Южной Кореи, купленного в Хабаровске за 2300 руб., <…> заплатил 3024 руб. (в том числе заявка – 150 руб., замер – 90 руб., установка газового счетчика – 1874 руб., материалы – 910 руб.). Стоимость газового счетчика подтверждена кассовым чеком от 03.06.2011, стоимость услуг по установке прибора учета газа – приходным ордером ООО «Белогорскгазсервис» от 06.07.2011. При этом согласно данным представленным физическим лицам, устанавливающим счетчик, купленный у ООО «Белогорскгазсервис», сумма, уплаченная за заявку, замер и установку газового счетчика, в два раза меньше. В бухгалтерии ООО «Белогорскгазсервис» <…> пояснили, что разница в стоимости установки газового счетчика связана с предоставлением скидки тем, кто приобретает счетчики у ООО «Белогорскгазсервис». По мнению заявителя, стоимость услуг по установке приборов учета газа является необоснованно завышенной в два раза.
При рассмотрении дела представители ООО «Белогорскгазсервис» пояснили следующее. Все газовые хозяйства Амурской области планово-убыточные, у ООО «Белогорскгазсервис» 2,5 млн. убытков за 9 месяцев 2011 года. Устанавливая скидку в размере 50 % на установку газового счетчика, купленного у ООО «Белогорскгазсервис» за 4152 руб. (также производства Южной Кореи), предприятие привлекает абонентов. При этом, устанавливая стоимость газовых счетчиков в размере 4152 руб., ООО «Белогорскгазсервис» в эту сумму закладываются накладные расходы в размере 29 %, а также рентабельность (прибыль) – 15 %. Формирование цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») происходит в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35. Скидка в размере 50 % на установку приборов учета газа предоставляется тем абонентам, которые приобрели газовые счетчики у обслуживающей организации, а также возможность ее предоставления рассматривается в индивидуальном порядке Советом ООО «Белогорскгазсервис» по заявлениям. В случае обращения заявителя <…> с просьбой о предоставлении скидки на установку газового счетчика, учитывая преклонный возраст абонента, такая возможность ООО «Белогорскгазсервис» была бы рассмотрена.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
Заявитель <…> приобрел газовый счетчик производства Южной Кореи в Хабаровске и обратился в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену старого счетчика, в связи с истекшим сроком его эксплуатации. Слесарь обслуживающей организации (ООО «Белогорскгазсервис») установил газовый счетчик. По окончании работ по установке прибора учета газа слесарем составлен акт ввода в эксплуатацию данного прибора, а также наряд на подключение прибора (документы прилагаются). За оказанные услуги <…> оплатил 3024 руб, из них 2117 руб. – за заявку, замер, услуги по установке газового счетчика, и 907 руб. – за материалы.
<…> проживает в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, на территории которого услуги по установке, замене газовых счетчиков оказывает только ООО «Белогорскгазсервис».
Основным видом деятельности ООО «Белогорскгазсервис», в соответствии с Уставом общества, является организация газоснабжения потребителей Белогорского, Мазановского, Серышевского, Ромненского, Октябрьского, Селемджинского и других районов и города Белогорска, а также организация сервисного технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов у потребителей газа.
ООО «Белогорскгазсервис» осуществляет свою деятельность по поставке газа сжиженного населению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 549), Уставом ООО «Белогорскгазсервис». Обслуживающая организация (ООО «Белогорскгазсервис») осуществляет деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеет аварийно-диспетчерскую службу, организуя круглосуточно ее работу.
Постановлением Правительства РФ № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 549 Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 № 239 утвержден Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ (далее – Порядок).
Как установлено пунктами 2, 3 Порядка в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией (пункты 7, 22 Порядка).
При этом согласно пункта 3 Правил специализированной организацией является газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Правила учета газа, утвержденные Минтопэнорго РФ 14.10.1996, определяют требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Правил учета газа, указанные действуют на территории РФ и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнении монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления.
Как установлено пунктом 2.12 Правил учета газа монтаж и наладка этих счетчиков производится специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.
Таким образом, установку приборов учета газа сжиженного углеводородного, поставляемого из резервуарной или групповой баллонной установки в границах территории определенного населенного пункта вправе производить действующая на территории данного населенного пункта газораспределительная организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
По результатам анализа товарного рынка, проведенного Амурским УФАС России, услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области установлено доминирующее положение ООО «Белогорскгазсервис» на данном товарном рынке.
Исходя из содержания части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимаемое ООО «Белогорскгазсервис» положение на товарном рынке по оказанию услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области позволяет обществу оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, направленные на экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела подтверждено, что стоимость услуг по установке газовых счетчиков различна.
Согласно квитанциям, приходным ордерам, представленным ООО «Белогорскгазсервис» в материалы дела, стоимость услуг по установке газовых счетчиков, купленных у ООО «Белогорскгазсервис» составляет 1060 руб., а газовых счетчиков, купленных у сторонних хозяйствующих субъектов – 2117 руб. Стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 1060 руб. подтверждена приходными ордерами ООО «Белогорскгазсервис» № 005957 от 01.03.2011, № 005975 от 04.04.2011, стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 2117 руб. – квитанциями ООО «Белогорскгазсервис» № 004007 от 08.08.2011, № 004011 от 19.08.2011. Различные цены установлены обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») с целью привлечения абонентов: абонентам, приобретающим газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», предоставляется скидка в размере 50 % на все услуги по установке.
Стоимости услуг (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) значительно отличаются друг от друга.
Отношения между ООО «Белогорскгазсервис» и абонентами регулируются Договором оказания услуг по газоснабжению и техническому обслуживанию газового оборудования в жилых и общественных зданиях (в том числе услуг по установке газового счетчика). Рассматриваемый договор является публичным.
Согласно части 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Следовательно, ООО «Белогорскгазсервис», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, не должно применять дифференцированные цены для абонентов, так как характер предоставляемой услуги один и тот же.
На основании письменных пояснений ООО «Белогорскгазсервис», предоставление скидки на установку газовых счетчиков в размере 50 % служит для увеличения объема продаж газовых счетчиков, привлечения новых клиентов.
Иных документов, обоснований действий по установлению различных цен на установку газовых счетчиков (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) со стороны ООО «Белогорскгазсервис» не представлено.
Информация о предоставлении скидки содержится в Прейскуранте на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета (далее – Прейскурант), утвержденном генеральным директором ООО «Белогорскгазсервис» <…> 01.01.2011. Цены на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета утверждены Приказом ООО «Белогорскгазсервис» от 31.12.2010 № 88 в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35.
При этом в Прейскуранте перечень услуг по установке, на которые обществом предоставляется скидка, не определен. До абонента не доводится информация о тех услугах, на которые он вправе получить скидку в размере 50 % в случае установки газового счетчика, купленного у обслуживающей организации.
Вместе с тем, порядок предоставления скидки на все услуги по установке газового счетчика ООО «Белогорскгазсервис» отсутствует.
Как следует из материалов дела, информация о предоставлении скидки обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») доводится до абонента только через Прейскурант. В квитанциях, приходных ордерах (документы, подтверждающие оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами), выдаваемых ООО «Белогорскгазсервис» абонентам, факт предоставления скидки отсутствует.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
Таким образом, действия ООО «Белогорскгазсервис», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, образуют состав правонарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, услуги по установке газовых счетчиков, т.е. действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области, для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушают пункт 6 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать положение ООО «Белогорскгазсервис» на товарном рынке оказания услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области доминирующим.
- Признать действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на услугу по установке газового счетчика для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Выдать ООО «Белогорскгазсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
stdClass Object
(
[vid] => 9773
[uid] => 5
[title] => Решение по делу № А-10/67 2011 в отношении ООО «Белогорскгазсервис»
[log] =>
[status] => 1
[comment] => 1
[promote] => 0
[sticky] => 0
[nid] => 9773
[type] => solution
[language] => ru
[created] => 1324014877
[changed] => 1370524432
[tnid] => 0
[translate] => 0
[revision_timestamp] => 1370524432
[revision_uid] => 0
[body] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Решение по делу № А-10/67 2011 в отношении ООО «Белогорскгазсервис»
г. Благовещенск
Резолютивная часть решения оглашена «01» декабря 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя управления, членов комиссии <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - специалиста-эксперта отдела товарного рынка и рекламы, рассмотрев дело № А-10/67 2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Белогорскгазсервис» (далее – ООО «Белогорскгазсервис») пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов,
УСТАНОВИЛА:
08.08.2011 в адрес Амурского УФАС России поступило заявление <…>, переданное из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах на действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном установлении высокой стоимости услуги по установке газового счетчика.
Руководствуясь пунктами 3.25, 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447 Амурским УФАС России был проведен предварительный анализ конкурентной среды на товарном рынке услуг по установке газовых счетчиков в границах г. Белогорска Белогорского района Амурской области, по результатам которого установлены признаки доминирующего положения ООО «Белогорскгазсервис» на рассматриваемом товарном рынке.
Приказом Амурского УФАС России от 10.11.2011 № 377 в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № А-10/67 2011 и создана Комиссия для рассмотрения дела в отношении ООО «Белогорскгазсервис» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела заявитель <…> пояснил, что на заявленных требованиях настаивает, считает, что стоимость услуг по установке газового счетчика, оказанных ему 06.07.2011, необоснованно высокая, завышена в два раза, по сравнению со стоимостью этих же услуг для тех, кому устанавливают счетчики, купленные у ООО «Белогорскгазсервис». При обращении в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену газового счетчика в связи с истекшим сроком его эксплуатации <…>, так как информации о стоимости услуг, которые оказывает ООО «Белогорскгазсервис», в абонентском зале не было, узнал от диспетчера, что стоимость установки газового счетчика составляет 937 руб. Вместе с тем, за установку газового счетчика производства Южной Кореи, купленного в Хабаровске за 2300 руб., <…> заплатил 3024 руб. (в том числе заявка – 150 руб., замер – 90 руб., установка газового счетчика – 1874 руб., материалы – 910 руб.). Стоимость газового счетчика подтверждена кассовым чеком от 03.06.2011, стоимость услуг по установке прибора учета газа – приходным ордером ООО «Белогорскгазсервис» от 06.07.2011. При этом согласно данным представленным физическим лицам, устанавливающим счетчик, купленный у ООО «Белогорскгазсервис», сумма, уплаченная за заявку, замер и установку газового счетчика, в два раза меньше. В бухгалтерии ООО «Белогорскгазсервис» <…> пояснили, что разница в стоимости установки газового счетчика связана с предоставлением скидки тем, кто приобретает счетчики у ООО «Белогорскгазсервис». По мнению заявителя, стоимость услуг по установке приборов учета газа является необоснованно завышенной в два раза.
При рассмотрении дела представители ООО «Белогорскгазсервис» пояснили следующее. Все газовые хозяйства Амурской области планово-убыточные, у ООО «Белогорскгазсервис» 2,5 млн. убытков за 9 месяцев 2011 года. Устанавливая скидку в размере 50 % на установку газового счетчика, купленного у ООО «Белогорскгазсервис» за 4152 руб. (также производства Южной Кореи), предприятие привлекает абонентов. При этом, устанавливая стоимость газовых счетчиков в размере 4152 руб., ООО «Белогорскгазсервис» в эту сумму закладываются накладные расходы в размере 29 %, а также рентабельность (прибыль) – 15 %. Формирование цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») происходит в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35. Скидка в размере 50 % на установку приборов учета газа предоставляется тем абонентам, которые приобрели газовые счетчики у обслуживающей организации, а также возможность ее предоставления рассматривается в индивидуальном порядке Советом ООО «Белогорскгазсервис» по заявлениям. В случае обращения заявителя <…> с просьбой о предоставлении скидки на установку газового счетчика, учитывая преклонный возраст абонента, такая возможность ООО «Белогорскгазсервис» была бы рассмотрена.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
Заявитель <…> приобрел газовый счетчик производства Южной Кореи в Хабаровске и обратился в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену старого счетчика, в связи с истекшим сроком его эксплуатации. Слесарь обслуживающей организации (ООО «Белогорскгазсервис») установил газовый счетчик. По окончании работ по установке прибора учета газа слесарем составлен акт ввода в эксплуатацию данного прибора, а также наряд на подключение прибора (документы прилагаются). За оказанные услуги <…> оплатил 3024 руб, из них 2117 руб. – за заявку, замер, услуги по установке газового счетчика, и 907 руб. – за материалы.
<…> проживает в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, на территории которого услуги по установке, замене газовых счетчиков оказывает только ООО «Белогорскгазсервис».
Основным видом деятельности ООО «Белогорскгазсервис», в соответствии с Уставом общества, является организация газоснабжения потребителей Белогорского, Мазановского, Серышевского, Ромненского, Октябрьского, Селемджинского и других районов и города Белогорска, а также организация сервисного технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов у потребителей газа.
ООО «Белогорскгазсервис» осуществляет свою деятельность по поставке газа сжиженного населению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 549), Уставом ООО «Белогорскгазсервис». Обслуживающая организация (ООО «Белогорскгазсервис») осуществляет деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеет аварийно-диспетчерскую службу, организуя круглосуточно ее работу.
Постановлением Правительства РФ № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 549 Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 № 239 утвержден Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ (далее – Порядок).
Как установлено пунктами 2, 3 Порядка в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией (пункты 7, 22 Порядка).
При этом согласно пункта 3 Правил специализированной организацией является газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Правила учета газа, утвержденные Минтопэнорго РФ 14.10.1996, определяют требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Правил учета газа, указанные действуют на территории РФ и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнении монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления.
Как установлено пунктом 2.12 Правил учета газа монтаж и наладка этих счетчиков производится специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.
Таким образом, установку приборов учета газа сжиженного углеводородного, поставляемого из резервуарной или групповой баллонной установки в границах территории определенного населенного пункта вправе производить действующая на территории данного населенного пункта газораспределительная организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
По результатам анализа товарного рынка, проведенного Амурским УФАС России, услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области установлено доминирующее положение ООО «Белогорскгазсервис» на данном товарном рынке.
Исходя из содержания части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимаемое ООО «Белогорскгазсервис» положение на товарном рынке по оказанию услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области позволяет обществу оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, направленные на экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела подтверждено, что стоимость услуг по установке газовых счетчиков различна.
Согласно квитанциям, приходным ордерам, представленным ООО «Белогорскгазсервис» в материалы дела, стоимость услуг по установке газовых счетчиков, купленных у ООО «Белогорскгазсервис» составляет 1060 руб., а газовых счетчиков, купленных у сторонних хозяйствующих субъектов – 2117 руб. Стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 1060 руб. подтверждена приходными ордерами ООО «Белогорскгазсервис» № 005957 от 01.03.2011, № 005975 от 04.04.2011, стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 2117 руб. – квитанциями ООО «Белогорскгазсервис» № 004007 от 08.08.2011, № 004011 от 19.08.2011. Различные цены установлены обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») с целью привлечения абонентов: абонентам, приобретающим газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», предоставляется скидка в размере 50 % на все услуги по установке.
Стоимости услуг (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) значительно отличаются друг от друга.
Отношения между ООО «Белогорскгазсервис» и абонентами регулируются Договором оказания услуг по газоснабжению и техническому обслуживанию газового оборудования в жилых и общественных зданиях (в том числе услуг по установке газового счетчика). Рассматриваемый договор является публичным.
Согласно части 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Следовательно, ООО «Белогорскгазсервис», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, не должно применять дифференцированные цены для абонентов, так как характер предоставляемой услуги один и тот же.
На основании письменных пояснений ООО «Белогорскгазсервис», предоставление скидки на установку газовых счетчиков в размере 50 % служит для увеличения объема продаж газовых счетчиков, привлечения новых клиентов.
Иных документов, обоснований действий по установлению различных цен на установку газовых счетчиков (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) со стороны ООО «Белогорскгазсервис» не представлено.
Информация о предоставлении скидки содержится в Прейскуранте на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета (далее – Прейскурант), утвержденном генеральным директором ООО «Белогорскгазсервис» <…> 01.01.2011. Цены на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета утверждены Приказом ООО «Белогорскгазсервис» от 31.12.2010 № 88 в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35.
При этом в Прейскуранте перечень услуг по установке, на которые обществом предоставляется скидка, не определен. До абонента не доводится информация о тех услугах, на которые он вправе получить скидку в размере 50 % в случае установки газового счетчика, купленного у обслуживающей организации.
Вместе с тем, порядок предоставления скидки на все услуги по установке газового счетчика ООО «Белогорскгазсервис» отсутствует.
Как следует из материалов дела, информация о предоставлении скидки обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») доводится до абонента только через Прейскурант. В квитанциях, приходных ордерах (документы, подтверждающие оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами), выдаваемых ООО «Белогорскгазсервис» абонентам, факт предоставления скидки отсутствует.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
Таким образом, действия ООО «Белогорскгазсервис», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, образуют состав правонарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, услуги по установке газовых счетчиков, т.е. действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области, для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушают пункт 6 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать положение ООО «Белогорскгазсервис» на товарном рынке оказания услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области доминирующим.
- Признать действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на услугу по установке газового счетчика для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Выдать ООО «Белогорскгазсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
[summary] =>
[format] => full_html
[safe_value] =>
Решение по делу № А-10/67 2011 в отношении ООО «Белогорскгазсервис»
г. Благовещенск
Резолютивная часть решения оглашена «01» декабря 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2011 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее – Амурское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе председателя Комиссии <…> - заместителя руководителя управления, членов комиссии <…> - начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - заместителя начальника отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - старшего государственного инспектора отдела антимонопольного контроля и контроля органов власти, <…> - специалиста-эксперта отдела товарного рынка и рекламы, рассмотрев дело № А-10/67 2011 по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «Белогорскгазсервис» (далее – ООО «Белогорскгазсервис») пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), выразившегося в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов,
УСТАНОВИЛА:
08.08.2011 в адрес Амурского УФАС России поступило заявление <…>, переданное из территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Амурской области в г. Белогорске, Белогорском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах на действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся, по мнению заявителя, в необоснованном установлении высокой стоимости услуги по установке газового счетчика.
Руководствуясь пунктами 3.25, 3.26 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства РФ, утвержденного приказом ФАС РФ от 25.12.2007 № 447 Амурским УФАС России был проведен предварительный анализ конкурентной среды на товарном рынке услуг по установке газовых счетчиков в границах г. Белогорска Белогорского района Амурской области, по результатам которого установлены признаки доминирующего положения ООО «Белогорскгазсервис» на рассматриваемом товарном рынке.
Приказом Амурского УФАС России от 10.11.2011 № 377 в соответствии со статьей 44 Закона о защите конкуренции возбуждено дело № А-10/67 2011 и создана Комиссия для рассмотрения дела в отношении ООО «Белогорскгазсервис» по признакам нарушения пункта 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
При рассмотрении дела заявитель <…> пояснил, что на заявленных требованиях настаивает, считает, что стоимость услуг по установке газового счетчика, оказанных ему 06.07.2011, необоснованно высокая, завышена в два раза, по сравнению со стоимостью этих же услуг для тех, кому устанавливают счетчики, купленные у ООО «Белогорскгазсервис». При обращении в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену газового счетчика в связи с истекшим сроком его эксплуатации <…>, так как информации о стоимости услуг, которые оказывает ООО «Белогорскгазсервис», в абонентском зале не было, узнал от диспетчера, что стоимость установки газового счетчика составляет 937 руб. Вместе с тем, за установку газового счетчика производства Южной Кореи, купленного в Хабаровске за 2300 руб., <…> заплатил 3024 руб. (в том числе заявка – 150 руб., замер – 90 руб., установка газового счетчика – 1874 руб., материалы – 910 руб.). Стоимость газового счетчика подтверждена кассовым чеком от 03.06.2011, стоимость услуг по установке прибора учета газа – приходным ордером ООО «Белогорскгазсервис» от 06.07.2011. При этом согласно данным представленным физическим лицам, устанавливающим счетчик, купленный у ООО «Белогорскгазсервис», сумма, уплаченная за заявку, замер и установку газового счетчика, в два раза меньше. В бухгалтерии ООО «Белогорскгазсервис» <…> пояснили, что разница в стоимости установки газового счетчика связана с предоставлением скидки тем, кто приобретает счетчики у ООО «Белогорскгазсервис». По мнению заявителя, стоимость услуг по установке приборов учета газа является необоснованно завышенной в два раза.
При рассмотрении дела представители ООО «Белогорскгазсервис» пояснили следующее. Все газовые хозяйства Амурской области планово-убыточные, у ООО «Белогорскгазсервис» 2,5 млн. убытков за 9 месяцев 2011 года. Устанавливая скидку в размере 50 % на установку газового счетчика, купленного у ООО «Белогорскгазсервис» за 4152 руб. (также производства Южной Кореи), предприятие привлекает абонентов. При этом, устанавливая стоимость газовых счетчиков в размере 4152 руб., ООО «Белогорскгазсервис» в эту сумму закладываются накладные расходы в размере 29 %, а также рентабельность (прибыль) – 15 %. Формирование цен на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») происходит в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35. Скидка в размере 50 % на установку приборов учета газа предоставляется тем абонентам, которые приобрели газовые счетчики у обслуживающей организации, а также возможность ее предоставления рассматривается в индивидуальном порядке Советом ООО «Белогорскгазсервис» по заявлениям. В случае обращения заявителя <…> с просьбой о предоставлении скидки на установку газового счетчика, учитывая преклонный возраст абонента, такая возможность ООО «Белогорскгазсервис» была бы рассмотрена.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
Заявитель <…> приобрел газовый счетчик производства Южной Кореи в Хабаровске и обратился в ООО «Белогорскгазсервис» с заявлением на замену старого счетчика, в связи с истекшим сроком его эксплуатации. Слесарь обслуживающей организации (ООО «Белогорскгазсервис») установил газовый счетчик. По окончании работ по установке прибора учета газа слесарем составлен акт ввода в эксплуатацию данного прибора, а также наряд на подключение прибора (документы прилагаются). За оказанные услуги <…> оплатил 3024 руб, из них 2117 руб. – за заявку, замер, услуги по установке газового счетчика, и 907 руб. – за материалы.
<…> проживает в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, на территории которого услуги по установке, замене газовых счетчиков оказывает только ООО «Белогорскгазсервис».
Основным видом деятельности ООО «Белогорскгазсервис», в соответствии с Уставом общества, является организация газоснабжения потребителей Белогорского, Мазановского, Серышевского, Ромненского, Октябрьского, Селемджинского и других районов и города Белогорска, а также организация сервисного технического обслуживания газопроводов, сооружений на них, газового оборудования и приборов у потребителей газа.
ООО «Белогорскгазсервис» осуществляет свою деятельность по поставке газа сжиженного населению в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 «О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд» (далее – Постановление Правительства РФ № 549), Уставом ООО «Белогорскгазсервис». Обслуживающая организация (ООО «Белогорскгазсервис») осуществляет деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеет аварийно-диспетчерскую службу, организуя круглосуточно ее работу.
Постановлением Правительства РФ № 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила), которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 549 Приказом Минрегиона РФ от 26.06.2009 № 239 утвержден Порядок содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в РФ (далее – Порядок).
Как установлено пунктами 2, 3 Порядка в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в том числе переустройство внутридомового газового оборудования производится специализированной организацией (пункты 7, 22 Порядка).
При этом согласно пункта 3 Правил специализированной организацией является газораспределительная организация, допущенная в установленном законодательством РФ порядке к осуществлению деятельности по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
Правила учета газа, утвержденные Минтопэнорго РФ 14.10.1996, определяют требования к организации учета количества газа, контроля его параметров, а также общие технические требования к узлам учета газа.
В соответствии с пунктами 1.3, 1.4 Правил учета газа, указанные действуют на территории РФ и обязательны для исполнения юридическими лицами, независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм, а также населением при отпуске газа, проектировании газопотребляющих объектов, выполнении монтажных, ремонтных, наладочных работ на узлах учета газа, эксплуатации газоиспользующего оборудования и узлов учета газа, изготовлении и выпуске оборудования, входящего в состав узлов учета. Требования Правил распространяются на поставщиков, газораспределительные организации и потребителей газа при взаимных расчетах за поставку и потребление газа, независимо от объемов его поставки и потребления.
Как установлено пунктом 2.12 Правил учета газа монтаж и наладка этих счетчиков производится специализированной службой, входящей в состав местной газораспределительной организации.
Таким образом, установку приборов учета газа сжиженного углеводородного, поставляемого из резервуарной или групповой баллонной установки в границах территории определенного населенного пункта вправе производить действующая на территории данного населенного пункта газораспределительная организация, осуществляющая деятельность по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования и имеющая аварийно-диспетчерскую службу либо заключившая договор об оказании услуг аварийно-диспетчерской службы.
По результатам анализа товарного рынка, проведенного Амурским УФАС России, услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области установлено доминирующее положение ООО «Белогорскгазсервис» на данном товарном рынке.
Исходя из содержания части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции, занимаемое ООО «Белогорскгазсервис» положение на товарном рынке по оказанию услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области позволяет обществу оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе действия, направленные на экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела подтверждено, что стоимость услуг по установке газовых счетчиков различна.
Согласно квитанциям, приходным ордерам, представленным ООО «Белогорскгазсервис» в материалы дела, стоимость услуг по установке газовых счетчиков, купленных у ООО «Белогорскгазсервис» составляет 1060 руб., а газовых счетчиков, купленных у сторонних хозяйствующих субъектов – 2117 руб. Стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 1060 руб. подтверждена приходными ордерами ООО «Белогорскгазсервис» № 005957 от 01.03.2011, № 005975 от 04.04.2011, стоимость услуг по установке газового счетчика в размере 2117 руб. – квитанциями ООО «Белогорскгазсервис» № 004007 от 08.08.2011, № 004011 от 19.08.2011. Различные цены установлены обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») с целью привлечения абонентов: абонентам, приобретающим газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», предоставляется скидка в размере 50 % на все услуги по установке.
Стоимости услуг (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) значительно отличаются друг от друга.
Отношения между ООО «Белогорскгазсервис» и абонентами регулируются Договором оказания услуг по газоснабжению и техническому обслуживанию газового оборудования в жилых и общественных зданиях (в том числе услуг по установке газового счетчика). Рассматриваемый договор является публичным.
Согласно части 2 статьи 426 ГК РФ цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
Следовательно, ООО «Белогорскгазсервис», занимающее доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, не должно применять дифференцированные цены для абонентов, так как характер предоставляемой услуги один и тот же.
На основании письменных пояснений ООО «Белогорскгазсервис», предоставление скидки на установку газовых счетчиков в размере 50 % служит для увеличения объема продаж газовых счетчиков, привлечения новых клиентов.
Иных документов, обоснований действий по установлению различных цен на установку газовых счетчиков (со скидкой для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и без нее для абонентов, приобретающих газовые счетчики у сторонних организаций) со стороны ООО «Белогорскгазсервис» не представлено.
Информация о предоставлении скидки содержится в Прейскуранте на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета (далее – Прейскурант), утвержденном генеральным директором ООО «Белогорскгазсервис» <…> 01.01.2011. Цены на услуги, оказываемые населению по техническому обслуживанию, ремонту, установке бытовых газовых приборов и приборов учета утверждены Приказом ООО «Белогорскгазсервис» от 31.12.2010 № 88 в соответствии с Примерным прейскурантом на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту газораспределительных систем, введенным в действие Приказом ОАО «Росгазификация» от 20.06.2001 № 35.
При этом в Прейскуранте перечень услуг по установке, на которые обществом предоставляется скидка, не определен. До абонента не доводится информация о тех услугах, на которые он вправе получить скидку в размере 50 % в случае установки газового счетчика, купленного у обслуживающей организации.
Вместе с тем, порядок предоставления скидки на все услуги по установке газового счетчика ООО «Белогорскгазсервис» отсутствует.
Как следует из материалов дела, информация о предоставлении скидки обслуживающей организацией (ООО «Белогорскгазсервис») доводится до абонента только через Прейскурант. В квитанциях, приходных ордерах (документы, подтверждающие оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) наличными денежными средствами), выдаваемых ООО «Белогорскгазсервис» абонентам, факт предоставления скидки отсутствует.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением Арбитражными судами антимонопольного законодательства» для квалификации действий (бездействий) как злоупотребление доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого последствия, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции и (или) ущемления интересов других лиц.
Таким образом, действия ООО «Белогорскгазсервис», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, образуют состав правонарушения по части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в экономически, технологически и иным образом не обоснованном установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, услуги по установке газовых счетчиков, т.е. действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по установке газовых счетчиков в географических границах в г. Белогорске Белогорского района Амурской области, могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на товарном рынке по оказанию услуг установки газового счетчика в границах г. Белогорск Белогорского района Амурской области, для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушают пункт 6 часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
В соответствии с вышеизложенным, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, статьей 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Амурского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать положение ООО «Белогорскгазсервис» на товарном рынке оказания услуг по установке газовых счетчиков в г. Белогорске Белогорского района Амурской области доминирующим.
- Признать действия ООО «Белогорскгазсервис», выразившиеся в необоснованном установлении различных цен на услугу по установке газового счетчика для абонентов, приобретающих газовые счетчики у ООО «Белогорскгазсервис», и абонентов, приобретающих газовые счетчики у других хозяйствующих субъектов, нарушением пункта 6 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
- Выдать ООО «Белогорскгазсервис» предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель комиссии: ***
Члены комиссии: ***
[safe_summary] =>
)
)
)
[field_solution_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № № 02-4896 от 14.12.2011
[format] =>
[safe_value] => № № 02-4896 от 14.12.2011
)
)
)
[field_solution_file_num] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => № А-10/67 2011
[format] =>
[safe_value] => № А-10/67 2011
)
)
)
[field_solution_preview] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[value] =>
Резолютивная часть решения оглашена «01» декабря 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2011 г.
[format] => full_html
[safe_value] =>
Резолютивная часть решения оглашена «01» декабря 2011 г. В полном объеме решение изготовлено «14» декабря 2011 г.
)
)
)
[field_solution_cat] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 11
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 11
[vid] => 3
[name] => Решения по делам
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 0
[vocabulary_machine_name] => category_solutions
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_file] => Array
(
)
[field_solution_scope] => Array
(
[ru] => Array
(
[0] => Array
(
[tid] => 3
[taxonomy_term] => stdClass Object
(
[tid] => 3
[vid] => 6
[name] => Антимонопольное регулирование
[description] =>
[format] => full_html
[weight] => 4
[vocabulary_machine_name] => practice_areas
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => skos:Concept
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => rdfs:label
[1] => skos:prefLabel
)
)
[description] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:definition
)
)
[vid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:inScheme
)
[type] => rel
)
[parent] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => skos:broader
)
[type] => rel
)
)
)
)
)
)
[field_solution_tags] => Array
(
)
[field_solution_datetime_public] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-12-16 05:46:00
[timezone] => Asia/Sakhalin
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_nodes_related] => Array
(
)
[field_date] => Array
(
[und] => Array
(
[0] => Array
(
[value] => 2011-12-14 05:46:00
[timezone] => Asia/Sakhalin
[timezone_db] => UTC
[date_type] => datetime
)
)
)
[field_simplenews_term] => Array
(
)
[rdf_mapping] => Array
(
[rdftype] => Array
(
[0] => sioc:Item
[1] => foaf:Document
)
[title] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:title
)
)
[created] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:date
[1] => dc:created
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[changed] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => dc:modified
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
[body] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => content:encoded
)
)
[uid] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:has_creator
)
[type] => rel
)
[name] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => foaf:name
)
)
[comment_count] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:num_replies
)
[datatype] => xsd:integer
)
[last_activity] => Array
(
[predicates] => Array
(
[0] => sioc:last_activity_date
)
[datatype] => xsd:dateTime
[callback] => date_iso8601
)
)
[cid] => 0
[last_comment_timestamp] => 1324014877
[last_comment_name] =>
[last_comment_uid] => 5
[comment_count] => 0
[name] => moder
[picture] => 0
[data] => a:2:{s:7:"contact";i:0;s:7:"overlay";i:1;}
[subscriptions_notify] =>
[entity_view_prepared] => 1
[region_name] => Амурское УФАС России
)