Купить или не купить, вот в чем вопрос!

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

Как правильно поступить в той или иной ситуации, чтобы не «нарваться» на штраф? Если вы занимаетесь закупочной деятельностью по Закону о контрактной системе, то скорее всего, сталкиваетесь с этим вопросом чуть ли не каждый день. Об одной из таких ситуаций, неоднозначной на первый взгляд, мы и поговорим.

В Амурское УФАС России постоянно поступает информация от иных контролирующих органов о результатах контрольных мероприятий и фактах нарушений законодательства о контрактной системе в действиях заказчиков.

Вот, например, заказчик заключил контракт по результатам конкурентной закупки – электронного аукциона, на общую сумму, скажем 2 млн.руб. Поставщик свои обязательства в полном объеме не исполнил и поставил только 20 % требуемого товара. Соответственно, заказчик на законных основаниях принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. В десятидневный срок с момента надлежащего уведомления поставщика о принятом решении в адрес заказчика пришло уведомление о том, что контрагент готов исполнить свои обязательства, но не успевает сделать это в 10-тидневный срок. Возникает первый вопрос: обязан ли заказчик отменить принятое решение о расторжении контракта?

Частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Само по себе письмо, даже если оно поименовано как «гарантийное» не является поставкой товара, а значит нарушение, допущенное поставщиком в рамках исполнения контракта не устранено.

Далее в такой ситуации решение заказчика вступает в законную силу и контракт расторгается, в ЕИС заказчик переводит его в статус «Исполнение прекращено».

Но это ещё не всё. Предположим, что поставщик всё-таки направил оставшийся товар в адрес заказчика. Например, через 2 недели товар поступает заказчику, он всё ещё ему нужен, и заказчик, проверив качество товара, подписывает акт приема-передачи и оплачивает поставку. Вправе ли он это делать учитывая, что контракт уже расторгнут? И это – второй вопрос.

Ситуация интересная – с одной стороны есть потребность заказчика в товаре, с другой – обязательства по контракту прекращены, поскольку контракт расторгнут.

В силу части 2 статьи 453 Гражданского кодекса Российской Федерации при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.

Если иное из договора не вытекает, то в данном случае, действия заказчика по принятию и оплате товара за рамками действия ранее заключенного контракта могут быть квалифицированы как закупка у единственного поставщика. И как следствие, в зависимости от цены сделки, образовывать состав административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.29 КоАП РФ.

Вот такая она интересная – закупочная деятельность.